Логистика

Логистика поставок

Принятие решений по поводу транспортировки

Для принятия решений в сфере транспортировки (как, впрочем, и любых других логистических решений) необходимы информация и знающие, подготовленные люди, способные ее обрабатывать таким образом, чтобы она отвечала оперативным и стратегическим транспортным потребностям компании.

Решения по поводу транспортировки.

Решения по поводу транспортировки.

Источником информации являются различные перевозочные документы. За использование и анализ этой информации отвечают служащие транспортных подразделений. Рассмотрим подробнее процесс принятия решений по поводу транспортировки.
Перевозочная документация
Каждую транспортную операцию сопровождают несколько документов, и прежде всего три главных разновидности: коносамент или транспортная накладная; перевозочный счет-фактура; грузовой манифест.
Коносамент. Коносамент (транспортная накладная)* — это основной документ, используемый при покупке транспортных услуг. Выдается перевозчиком в подтверждение приема груза, содержит описание состава и размера грузовой отправки. В случае утраты или повреждения груза либо задержки с доставкой служит основанием для предъявления претензий к перевозчику. Получить груз в месте назначения может только тот субъект или покупатель, который указан в коносаменте. Перевозчик обязан осуществить доставку грузов в соответствии с условиями, закрепленными в этом документе. Завершение доставки означает окончательную передачу права собственности на груз.
Помимо обычного коносамента в разных ситуациях используют также передаточный, экспортный и правительственный коносамент.
Передаточный, или ордерный, коносамент — это кредитный инструмент. Он предусматривает, что доставка груза получателю не может быть произведена до тех пор, пока перевозчик не получит исходный коносамент. Обычная процедура такова. Продавец пересылает передаточный коносамент третьей стороне, обычно банку или другой кредитной организации. После того как покупатель оплатит груз, банк передает ему коносамент. Затем покупатель вручает коносамент общественному перевозчику и в обмен получает от него груз. Этот механизм вносит порядок и надежность в международную торговлю, где особое значение придается своевременной оплате поставок.
Экспортный коносамент позволяет использовать на внутренних маршрутах экспортные тарифы, которые иногда бывают ниже внутренних, что дает возможность снизить транспортные расходы.
Правительственный коносамент применяют в тех случаях, когда груз принадлежит правительству США. Правительственный коносамент дает возможность использовать тарифы из раздела 22 (Section 22 rates), которые обычно ниже стандартных тарифов.
Перевозочный счет-фактура. Перевозочный счет-фактура — это инструмент, посредством которого перевозчик взимает плату за транспортные услуги. Он составляется на основе информации, содержащейся в коносаменте. Счет за перевозку оплачивает либо грузоотправитель на условиях предоплаты (в этом случае он именуется счетом предоплаты), либо консигнатор (грузополучатель) при доставке {счет с оплатой получателем).
Подготовка и оформление коносаментов и перевозочных счетов-фактур отнимают немало времени и административных усилий. Недаром в последние годы была проделана изрядная работа по автоматизации процесса документооборота путем внедрения системы электронного обмена данными. Сегодня некоторые фирмы предпочитают оплачивать свои транспортные счета одновременно с оформлением коносамента, что позволяет фактически «совместить» оба документа и тем самым получить финансовый выигрыш от сокращения объемов бумажной работы. Распространение компьютеров и коммуникационных сетей существенно облегчает одновременное составление всех необходимых перевозочных документов.

Ключевые слова: , ,