Логистика

Логистика поставок

Классификация продуктов/рынков

Для классификации можно использовать разные параметры. Чаще всего это объем продаж, валовая прибыль, стоимость запасов, норма потребления и рыночные характеристики продукта. В соответствии с этими параметрами продукты или рынки группируют по признаку общности или сходства.

Продукты/рынки.

Продукты/рынки.

В таблице представлен пример классификации продуктов по объему продаж: продукты перечислены (сгруппированы) в порядке убывания продаж — чем быстрее расходимость продукта (больше его объем продаж), тем ближе он к началу списка.
Классификация по объему продаж — это один из «древнейших» методов выработки избирательной политики или стратегии. Маркетинговая и логистическая практика показывает, что, как правило, крупные доли объема (в данном случае продаж) приходятся на небольшие доли совокупности (скажем, продуктов, рынков, заказов или поставщиков). Это практическое свойство называют правилом 80/20 или законом Парето. Согласно «правилу 80/20», выведенному на основе огромного множества наблюдений, 80% продаж типичной компании обычно обеспечивают 20% ее продуктов. Из этого правила естественно следует вывод, что 80% продаж компании приходится на 20% потребителей. Верно и обратное: 20% продаж обеспечивают остальные 80% продуктов, потребителей и т.д. Словом, суть правила в том, что основная доля объема продаж (или любого другого классификационного параметра) формируется за счет относительно небольшого числа продуктов или потребителей.
После того как объекты классификации разделены на группы, или категории, каждой категории обычно присваивают определенный разряд. Скажем, быстро расходящиеся продукты с большим объемом продаж, как правило, обозначают как категорию «А», продукты с более умеренными параметрами — как категорию «В», а самые неходовые — как категорию «С». Именно эти разряды дали такой классификации еще одно часто используемое наименование — анализ ABC. Классификация по приоритетности обычно ограничивается тремя указанными категориями, однако некоторые компании предпочитают более дробную градацию, состоящую из четырех-пяти, а то и более категорий. Группировка однородных продуктов помогает менеджерам сосредоточить надлежащие стратегические усилия на каждом выделенном продуктовом сегменте. Скажем, для ходовых продуктов с большими объемами продаж, как правило, устанавливают более высокие сервисные нормативы. Зачастую это означает, что сбыт таких продуктов поддерживают относительно более крупными страховыми запасами. И наоборот, медленно расходящиеся продукты не требуют больших страховых запасов, и применительно к ним вполне допустим более низкий уровень сервиса.
В особых случаях в основу классификации закладывают множественные параметры. Так, когда речь идет о жизненно важных продуктах (например, медицинского назначения), вместо того чтобы просто группировать их по объему продаж, можно определить присущий каждой категории комбинированный индекс, «взвесив» такие характеристики продуктов, как валовая прибыль и значимость для потребителей. Затем продукты со сходными показателями прибыльности и значимости для потребителей группируют согласно полученным взвешенным разрядам, которые и кладут в основу политики управления запасами (в частности, создания страховых запасов). При разработке надлежащей системы классификации нужно принимать во внимание следующие важные соображения.
Делая выбор в пользу классификации по числу проданных единиц, необходимо помнить о различии между стоимостным и физическим объемами продаж. Зачастую в рамках конкретного функционального цикла продается большое количество единиц недорогих продуктов, но они обеспечивают лишь крохотную долю совокупных продаж в денежном выражении.
При классификации по стоимостному объему продаж важно учитывать то обстоятельство, что защита от риска, связанного с дорогими продуктами, обходится дороже по сравнению с более дешевыми продуктами. Однако дорогие продукты часто отличаются и более высокой прибыльностью. Не стоит также забывать и о том, что, согласно правилу экономичного размера заказа, чем дороже единица продукта и чем больше физический объем его продаж, тем меньше экономичный размер заказа и тем чаще приходится делать заказы на пополнение запасов. Стало быть, в идеале цикл исполнения заказа для таких продуктов должен быть очень коротким.
Классификационный перечень указывает, к каким группам продуктов или рынков следует применять одинаковые стратегии управления запасами. Группировка продуктов/рынков облегчает выработку и «тонкую настройку» таких стратегий, ибо учитывает специфические характеристики каждой группы, но при этом не требует выявления свойств каждого отдельного продукта. Нечего и говорить о том, что управлять тремя—десятью группами объектов намного проще, чем сотнями разрозненных объектов.

Ключевые слова: