Определение стратегии для отдельного сегмента
Следующий этап — определение интегрированной стратегии управления запасами для каждой группы (или сегмента) продуктов/рынков. Подобная стратегия охватывает все аспекты процесса управления запасами, включая сервисные нормативы, методы прогнозирования, технику управления, периодичность контроля.
Ключом к выработке избирательной управленческой стратегии является понимание того факта, что разные продуктовые (рыночные) сегменты играют разные по важности роли в достижении общих целей делового предприятия. Эти различия сказываются и на потребности в запасах, поэтому обязательно должны получать отражение в политике и процедурах управления запасами.
В таблице 9.4 представлен пример интегрированной стратегии для четырех категорий продуктов. В данном случае продукты сгруппированы по объему продаж («А», «В», «С») и в соответствии с тем, относятся ли они к базовому ассортименту или это продукты, которые распространяются в рамках периодических кампаний стимулирования продаж и для которых в силу этого характерна значительная неравномерность спроса. (Неравномерность спроса объясняется тем, что в периоды стимулирования спрос и продажи возрастают, а в промежутках между этими периодами держатся на относительно низком уровне.)
Изображенная в таблице 9.4 схема сегментированного управления охватывает сервисные нормативы, процедуры прогнозирования, периодичность контроля, методы управления запасами, частоту контроля за пополнением запасов. Компании могут добавлять в эту схему дополнительные характерис- ! тики, соответствующие их индивидуальным потребностям. Конечно, эта схема не претендует на то, i чтобы служить абсолютным стандартом управления запасами, но все же она в некоторой степениотражает передовую практику в этой области. Ниже мы покажем, в чем смысл каждого из элементов схемы.
Первый элемент — целевые сервисные нормативы, которыми следует руководствоваться в процессе управления запасами. Для продуктов категории «А» установлены довольно высокие сервисные нормативы, поскольку, во-первых, таких продуктов обычно немного (согласно «правилу 80/20»), а во-вторых, из-за большого объема продаж они играют важную роль в удовлетворении нужд потребителей. И наоборот, для менее ходовых продуктов с незначительным объемом продаж более уместны невысокие сервисные нормативы, которые соответствуют относительно меньшему влиянию таких продуктов на общий уровень обслуживания потребителей.
Второй элемент схемы характеризует надлежащие процедуры прогнозирования. Поскольку стимулируемые продажи зависят от календарного графика проведения соответствующих кампаний, прогноз таких продаж должен строиться на основе плановых и фактических показателей, охватывающих весь период стимулирования. Спрос на остальные продукты (то есть обычные продукты категории «А», а также продукты категорий «В» и «С») более равномерен, в силу этого при прогнозировании следует исходить из данных о прошлых продажах и пользоваться методами динамических рядов и подходом «снизу вверх» (техника прогнозирования подробно описана в главе 7).