Третий элемент схемы
Третий элемент схемы отражает периодичность контроля за состоянием запасов. В наши дни максимальное сокращение числа проверок уже не столь важно, как прежде, благодаря развитию информационных технологий, однако применительно к ручным операциям процесса контроля эта задача и сегодня не теряет своей актуальности.
Скажем, когда заказы на закупки (пополнение запасов) приходится размещать вручную, ограниченная продолжительность рабочей недели может предопределять, например, еженедельную (и не чаще) периодичность контроля. Вместе с тем во избежание дефицита ходовых товаров по отношению к ним, возможно, нужны более регулярные проверки состояния запасов. Таким образом, если в конкретной ситуации для разных категорий продуктов допустимо устанавливать разную периодичность контроля, то применительно к продуктам с большим объемом продаж следует осуществлять непрерывный контроль, а применительно к продуктам категорий «В» и «С» — периодический (скажем, раз в неделю или в две недели).
Четвертый элемент схемы характеризует индивидуальную логику управления запасами для каждой группы продуктов. Диапазон возможных вариантов здесь, как мы уже говорили, весьма широк — от реактивной системы в чистом виде до плановых методов. Движение продуктов с большим объемом продаж, как правило, поддается более точному прогнозированию, поскольку спрос на них отличается большей стабильностью и поскольку их относительная немногочисленность позволяет применять более тщательные процедуры прогнозирования. Движение продуктов с небольшим объемом продаж прогнозировать труднее из-за меньшей определенности спроса. Стало быть, принимая во внимание возможность более точного прогнозирования для продуктов категории «А», а также тот факт, что их планируемое продвижение в распределительные центры и к потребителям обеспечивает значительную экономию за счет масштабов, к ним следует применять плановые методы (в частности, ППР). И наоборот, для продуктов с небольшим объемом продаж лучше подходят реактивные методы управления запасами, позволяющие свести к минимуму произвольное (не обусловленное реально выраженным спросом) движение товарных потоков на следующие участки канала распределения. Кроме того, реактивная логика практически не требует сбора и обработки данных (что очень важно, учитывая многочисленность продуктов категорий «В» и «С»), тогда как при использовании плановых методов управления запасами эти операции необходимы и неизбежны.
И наконец последний элемент схемы характеризует периодичность контроля за пополнением запасов, то есть частоту проверок своевременности исполнения заказов. Такой контроль порой требует получения сведений у поставщиков и перевозчиков для выяснения состояния и местоположения грузов, а также для определения точных сроков их прибытия. Если в процессе контроля обнаруживается, что заказ на пополнение запасов не поступит вовремя, следует принять меры для ускорения поставки или сменить источник поставок. Из таблицы 9.4 видно, что для продуктов с большим объемом продаж установлена ежедневная периодичность контроля за пополнением запасов, а для продуктов, объем продаж которых невелик, — еженедельная. В первом случае ежедневный контроль уместен потому, что даже краткосрочный (одно-двухдневный) дефицит ходовых продуктов очень плохо сказывается на уровне обслуживания потребителей. С другой стороны, следить за пополнением запасов менее ходовых продуктов (с небольшим объемом продаж) достаточно раз в неделю, поскольку состояние таких запасов меняется не столь быстро и даже если на некоторое время образуется их дефицит, это не слишком сильно влияет на общий уровень сервиса.
Интегрированная стратегия, охватывающая все перечисленные характеристики, нацеливает усилия менеджеров на высокий уровень обслуживания, когда дело касается продуктов, обеспечивающих основную массу продаж (категории «А»), и на поддержание относительно небольших запасов и на невысокий уровень требований к персоналу для основной массы продуктов (категорий «В» и «С»). Как мы уже отмечали, исходная стратегия вполне может ограничиваться указанными тремя или четырьмя категориями, однако умение и желание совершенствовать качество сервиса порой побуждает компании принимать дополнительные стратегии. Это достигается за счет более дробного сегментирования и за счет выработки более тщательных политики и управленческих процедур для каждой выделенной категории.