Логистика

Логистика поставок

Укладистость

Это характеристика формы и габаритов груза, влияющих на использование полезного объема транспортного средства (железнодорожного вагона, трейлера или контейнера). Грузы неудобной формы или размера, так же как чрезмерно длинные или широкие, не позволяют оптимально использовать объем транспортного средства.

Укладистость.

Укладистость.

Между плотностью груза и его укладистостью есть связь, но не прямая. Прямоугольные изделия стандартных размеров укладываются намного проще, чем изделия громоздкие или имеющие необычную форму. К примеру, стальные чушки обладают той же плотностью, что и стальной прут, но первые укладывать легче, тогда как длина и форма прута создают изрядные сложности при загрузке. Иногда укладистость определяется размером грузовой отправки (количеством перевозимых однотипных предметов). Скажем, пустые жестянки из-под пива можно разместить весьма эффективно, если их достаточно для полной загрузки машины, но если такая жестянка одна — какая уж тут «укладистость».
Грузопереработка. Для погрузки-разгрузки судов, вагонов и трейлеров может потребоваться специальное грузоперерабатывающее оборудование. Кроме того, расходы на грузопереработку (а значит, и транспортные расходы) зависят от способа упаковки грузов (на поддонах, в коробках или ящиках, в связках) для их транспортировки и складирования. Экономические характеристики разных видов упаковки и хранения рассматриваются в главе 15.
Ответственность. В вопросе об ответственности за сохранность груза можно выделить шесть аспектов, определяющих риск ущерба и, следовательно, вероятность и последствия претензий со стороны владельца груза, а именно: опасность повреждения груза, опасность утраты груза, опасность порчи скоропортящихся продуктов, опасность воровства, опасность самопроизвольного возгорания или взрыва, удельная стоимость груза (в расчете на фунт веса)1. Перевозчикам следует страховать грузы на случай претензий со стороны грузоотправителей или получателей, в ином случае они сами несут ответственность за любой ущерб, причиненный грузу. Грузоотправители для уменьшения риска, а тем самым — и транспортных расходов, нередко используют более совершенную защитную упаковку и/или принимают более строгие меры безопасности.
Рыночные факторы. Наконец, величину транспортных расходов определяют и такие рыночные факторы, как загруженность и сбалансированность рейсов. Рейсом называют путь между начальным и конечным пунктами движения транспортного средства. После доставки груза в пункт назначения транспортные средства возвращаются в пункт отправления либо вновь загруженными (если удается найти подходящий заказ на перевозку), либо порожняком. При возвращении порожняком затраты на оплату труда, горючее, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств должны быть отнесены на «загруженные» рейсы. Идеальная ситуация — когда удается наладить сбалансированные, то есть равно загруженные, рейсы в обоих направлениях. Но такое бывает редко из-за неравномерности спроса в центрах производства и центрах потребления. Например, в США производство многих товаров сосредоточено на восточном побережье, откуда их доставляют на потребительские рынки в западной части страны, так что объем грузопотока в западном направлении намного превосходит объем грузопотока на восток. В силу этого обстоятельства тарифы на перевозки в восточном направлении обычно ниже. Сбалансированность рейсов зависит также и от сезонного фактора — скажем, при перевозках овощей и фруктов, интенсивность которых непосредственно связана с сезоном сбора урожая. Таким образом, на величину транспортных тарифов влияют направление и сезон грузоперевозок. И это обязательно нужно учитывать при проектировании логистической системы, стараясь всегда, когда возможно, организовать загрузку обратных рейсов.
Заключение. Мы выделили основные факторы, определяющие экономические аспекты транспортных операций. Порядок перечисления этих факторов в целом соответствует их значимости, но при этом следует учитывать еще и характеристики перевозимой продукции. Логистические менеджеры должны хорошо разбираться в этих взаимосвязях и уметь пользоваться ими для минимизации транспортных расходов.

Ключевые слова: , , , , ,