Логистика

Логистика поставок

Разновидности складов

Здесь мы подошли к основной теме этой главы — выбору между частными складами, складами общего пользования (общественными складами) или складами, предоставляющими услуги по контракту (контрактными складами).

Разновидность склада.

Разновидность склада.

Частным называется такой склад, которым владеет и управляет та же компания, кому принадлежат и хранящиеся в нем товары. Склад общего пользования — это, напротив, независимое деловое предприятие, оказывающее разнообразные услуги (такие как хранение, гру-зопереработка, транспортировка) за определенное вознаграждение, которое может принимать форму фиксированной платы или процента от стоимости хранимых товаров. Обычно склады общего пользования предоставляют всем клиентам достаточно стандартный набор услуг. Контрактные склады, которые изначально выделились из сегмента общественных складов, объединяют в себе достоинства двух первых вариантов. Контрактный склад работает на основе «долгосрочного взаимовыгодного соглашения, согласно которому клиенту предоставляются уникальные, соответствующие его индивидуальным потребностям складские и логистические услуги, а все связанные с операциями риски разделяются между поставщиком услуг и клиентом»2. Существенными особенностями контрактных складов, отличающими их от складов общего пользования, являются: долгосрочность договорных отношений, специализированный характер предоставляемых услуг, исключительность отношений с клиентом и разделение рисков. Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных вариантов.
Частные склады. Частным складом управляет фирма, которой принадлежит и складированная продукция. Но сами складские мощности могут принадлежать этой фирме как на основе собственности, так и на основе аренды. Выбор определяется исключительно финансовыми соображениями. Зачастую практически невозможно арендовать склад, полностью отвечающий нуждам компании. Например, когда требуются значительные объемы грузопереработки, складские мощности, предлагаемые в аренду, могут просто не подходить по конструкции. Как правило, для того чтобы склад обеспечивал эффективное движение товарно-материальных потоков, его проектирование и планировка должны строиться вокруг системы грузопереработки.
Застройщики все с большой готовностью принимают заказы на строительство складов по спецификации заказчика с последующей сдачей в долгосрочную аренду. Такого рода соглашения сейчас распространены на многих рынках, причем срок обязательной аренды может ограничиваться пятью годами.
Главные преимущества частного склада связаны с контролем, гибкостью, издержками и некоторыми нематериальными выгодами. Высокая степень контроля над операциями есть просто результат формы собственности и управления, которая дает абсолютные полномочия по принятию всех хозяйственных решений. Контроль облегчает интеграцию складских операций с другими элементами внутреннего логистического процесса компании.
Большая гибкость частных складов имеет тот же источник: никто не препятствует приспособлению хозяйственной политики и оперативных процедур к индивидуальным потребностям компании. Фирмы, работающие с особо специализированными потребителями или продуктами, часто предпочитают развивать собственную складскую базу.
Обычно считают, что частный склад обходится дешевле, чем склад общего пользования, поскольку на цену его услуг не начисляется прибыль. Поэтому и постоянные и переменные издержки такого склада должны бы быть ниже. Но эту выгоду нередко переоценивают, потому что склады общего пользования зачастую работают более эффективно либо имеют возможность платить персоналу более низкую заработную плату. Выбирая ту или иную стратегию складирования, прежде чем принимать решение в пользу частного склада, следует тщательно взвесить все сопутствующие издержки.
Наконец, у частного склада есть определенные нематериальные преимущества, особенно это касается присутствия на рынке. Частный склад, снабженный вывеской с именем компании, создает у потребителей ощущение стабильности и отзывчивости к их нуждам. Иногда такое впечатление может стать для компании источником конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: , ,