Заниженные тарифы
Это решение открыло дорогу множеству судебных тяжб по поводу использования заниженных тарифов. Идея всех судебных разбирательств заключалась в том, что обанкротившиеся перевозчики, а опосредованно и их кредиторы, имеют право на разницу между «зарегистрированными тарифными ставками» и действительно полученной платой за транспортные услуги (со скидкой с тарифа).
Разность между этими двумя суммами, которая и получила название «занижение тарифов», по некоторым оценкам, в совокупности превышает 27 млрд дол.32
Вопрос о заниженных тарифах все еще рассматривается, при этом грузоотправители и перевозчики пытаются минимизировать свою ответственность, а кредиторы вроде профсоюзов водителей грузовиков всячески наращивают свои претензии. Принятый в 1993 г. Закон о договорных тарифах (Negotiated Rates Act)33 и недавнее решение КТМШ облегчили положение ответчиков в делах об использовании заниженных тарифов благодаря тому, что: (1) разрешили считать обязательства покрытыми при уплате от 5 до 20% суммы заявленных претензий (в зависимости от обстоятельств дела); (2) дали полное освобождение от ответственности по некоторым видам претензий (это относится к таким ответчикам, как предприятия малого бизнеса, благотворительные организации и компании, занимающиеся переработкой вторсырья); (3) разрешили КТМШ выносить суждение о том, что зарегистрированные тарифные ставки были завышены, а практика переговоров о величине незарегистрированных ставок — неоправданна или нарушала Закона о торговле между штатами, и тем самым освобождать перевозчиков от ответственности; (4) подтвердили, что право выносить решение о законности контрактов принадлежит КТМШ, а не судам; (5) разрешали перевозчикам просить о снятии обвинений в использовании заниженных тарифов, если такие факты были результатом непреднамеренных ошибок и запутанности тарифной сетки.
Закон о договорных тарифах устранил многие проблемы грузоотправителей, порожденные занижением тарифов, но при этом наложил некоторые дополнительные ограничения на перевозчиков. К таким изменениям, в частности, относятся: (1) возврат регулирования соглашений с контрактными перевозчиками и установление штрафов за каждый день нарушения; (2) запрещение предоставлять скидки, не отраженные в счетах-фактурах, и установление суровых штрафов за получение незаконных скидок; (3) введение правила, согласно которому «скидки при оплате погрузочно-разгрузочных работ» законны, если они базируются на себестоимости этих услуг; (4) установление двухлетнего срока давности для разрешения конфликтов, связанных с оплатой счетов; (5) подтверждение намерения Конгресса ужесточить контроль за соблюдением зарегистрированных тарифов; (6) сокращение срока подачи претензий на использование завышенных тарифов с 36 до 18 месяцев, что существенно ограничило период, отведенный на аудиторские проверки счетов за грузовые перевозки.
В ответ на эти изменения юристы транспортных компаний сделали следующие выводы34.
1. Фирмам предстоит проанализировать свои отношения с потребителями и поставщиками на предмет возможных нарушений новых запретов на использование скидок, не отраженных в счетах за транспортировку. Этот новый запрет может иметь серьезные последствия для грузоотправителей, которые включают транспортные расходы в счета своим клиентам и оставляют себе хоть какую-то часть скидки, предоставленной перевозчиком за суммарный объем грузовой отправки. Новый закон запрещает перевозчикам предоставлять скидки с тарифов или с договорных расценок кому бы то ни было кроме тех, кто непосредственно оплачивает счет за транспортировку или их агентов.
2. Фирмам, работающим с общественными перевозчиками, предстоит оценить свою будущую уязвимость перед обвинениями в использовании заниженных тарифов, поскольку при повседневных операциях трудно быть уверенным, что каждая используемая тарифная ставка входит в законным образом зарегистрированную перевозчиком тарифную сетку. В силу этого для большинства фирм самым простым способом избежать в будущем последствий «доктрины регистрируемых тарифов» будет использование услуг контрактных перевозчиков. В этом случае тщательно составленные контракты смогут полностью защитить стороны от повторения известных «сюрпризов».
3. Теперь счета за транспортировку подлежат аудиторской проверке в более короткие сроки, чем прежде, чтобы претензии о завышении тарифов могли быть поданы до истечения нового срока давности, укороченного до 18 месяцев. Такое сокращение сроков подачи претензий может сделать необходимым аудит всех транспортных счетов до их оплаты.