Тарифные ставки
Выше мы рассмотрели основные стратегии, к которым прибегают перевозчики при установлении цен на свои услуги. Теперь мы познакомимся с реальным механизмом ценообразования, используемым перевозчиками.
При этом мы будем говорить главным образом о практике общественных перевозчиков, хотя контрактные перевозчики применяют те же методы.
В терминологии транспортников цена в денежном выражении (скажем, в долларах и центах) за перемещение центнера груза между двумя пунктами называется тарифной ставкой. Перечень тарифных ставок в печатном виде или в виде электронных файлов именуется тарифной сеткой. Термин классификационная тарифная ставка появился в связи с тем обстоятельством, что все продукты, перевозимые транспортом общего пользования, подлежат тарифно-статистической классификации для целей ценообразования. При назначении цен за транспортировку в рамках официальной торговли между штатами используют тарифно-статистическую номенклатуру грузов, которая и служит основой классификационных тарифных ставок.
Определение классификационной тарифной ставки исходя из номенклатуры грузов — это двух-этапный процесс. Сначала нужно провести собственно классификацию грузов, то есть определить, к какой тарифной группе относится транспортируемый груз. Затем исходя из тарифной группы и намеченного маршрута (пунктов отправления и назначения) устанавливают конкретную расценку на транспортные услуги (тарифную ставку). Обычно всю эту процедуру называют тарификацией.
Классификация. Обычно каждую подлежащую перевозке партию груза относят к той или иной классификационной группе с единообразными свойствами, влияющими на расходы по грузопере-работке и транспортировке. Грузы, сходные по плотности, укладистости, особенностям переработки (погрузки-разгрузки), ответственности и стоимостным характеристикам, объединяют в единую тарифную группу (или класс), что сокращает число возможных тарифов за перевозку. Класс, к которому относится тот или иной груз, есть его тарифный рейтинг, служащий основой для определения тарифной ставки. Важно понимать, что классификация не устанавливает окончательные расценки на перевозку данного груза. Она лишь выявляет относительные транспортные характеристики грузов.
У железнодорожных и автоперевозчиков разные системы классификации грузов. Автотранспорт-ные компании используют Национальную классификацию грузов, перевозимых автотранспортом (National Motor Freight Classification), а железнодорожники — Единую классификацию грузов (Uniform Freight Classification). Первая выделяет 23 класса грузов, вторая — 31 класс. На региональном уровне могут вводиться дополнительные тарифно-номенклатурные группы (классификаторы) грузов. После дерегулирования было приложено немало усилий для упрощения классификации грузов.
Основным инструментом классификации служит относительный процентный индекс с базовым значением 100. Класс 100 назначают для «среднего» груза, тогда как прочие грузы в автоперевозках относят к классам в диапазоне от 500 до 35. Каждому перевозимому грузу присваивают сначала порядковый номер для целей учета, а затем классификационно-тарифный рейтинг. В целом чем выше такой рейтинг, тем выше издержки транспортировки данного груза. При рейтинге 400 транспортные расходы будут примерно вчетверо выше, чем при рейтинге 100. Сегодня этот коэффициент меньше четырех, но все-таки тарифный рейтинг груза класса 400 существенно выше рейтинга груза класса 100 (то есть транспортировка первого обходится намного дороже). Классификация грузов отражает также и объем грузовых отправок. Одни и те же грузы при отправках с неполной транзитной нормой получают куда более высокий тарифный рейтинг, чем при отправках в объеме транзитной нормы.