Оптовые тарифы
Когда из одного места в другое налажена регулярная транспортировка значительных объемов однородного груза, перевозчики обычно устанавливают оптовые тарифы, не привязанные к стандартной классификации.
Условия такого рода перевозок обычно фиксируют в контракте, заключаемом перевозчиком и грузоотправителем. Подобные контракты получили легальный статус в соответствии с Законом о регулировании железнодорожных перевозок. Публикуемые оптовые тарифы — это цены перевозки строго определенных грузов между двумя конкретными пунктами. Сегодня большинство железнодорожных перевозок оплачивается именно по оптовым тарифам. В автотранспорте они не так распространены. Там, где действуют оптовые тарифы, они вытесняют соответствующие классификационные тарифные ставки.
Исключительные тарифы. Это публикуемые особые тарифы, обеспечивающие грузоотправителям транспортные услуги за меньшую плату, чем по классификационным тарифным ставкам. Исключительные тарифы были введены, чтобы стимулировать перевозки либо в определенных районах, либо в определенное место назначения, либо определенных товаров, когда это оправдано объемами грузопотоков или условиями конкуренции. В подобных случаях, вместо того чтобы перерабатывать всю тарифную сетку, целесообразнее публиковать исключения из тарифной классификации.
Как следует из названия, при публикации исключительного тарифа соответствующие классификационные тарифные ставки, обычно применяемые к тем или иным грузам, становятся недействительными. Изменения могут осуществляться путем присвоения грузу нового класса или понижения/повышения процентного индекса исходного класса. Исключительные тарифы обычно бывают ниже стандартных, хотя могут быть и выше. Все услуги, предоставляемые по классификационным тарифным ставкам, распространяются и на исключительные тарифы.
После дерегулирования приобрели популярность несколько новых видов исключительных тарифов. Существует, например, тариф агрегированного заказа, который применяют, когда грузоотправитель в обмен на скидку или оплату по исключительному тарифу соглашается формировать смешанную грузовую отправку для транспортировки. При этом перевозчик экономит за счет того, что в один заход забирает со склада грузоотправителя сразу множество грузов, а у грузоотправителя появляется возможность оплачивать транспортировку по более низкой ставке благодаря сокращению управленческих и маркетинговых расходов перевозчика. Компания UPS, например, предлагает своим клиентам, отправляющим единовременно большое число мелких пакетов, скидку в соответствии с совокупным весом и/или объемом грузов. После 1980 г. общественные перевозчики начали публиковать многочисленные предложения о скидках с тарифов пропорционально агрегированному объему заказов.
Тариф на неполное обслуживание используют в тех случаях, когда грузоотправитель в обмен на скидку берет на себя некоторые традиционные функции перевозчика, такие как загрузка трейлеров. Примером служит оплата транспортировки по схеме отправитель грузит и считает, когда сам грузоотправитель несет ответственность за загрузку транспортного средства и учет загруженных упаковок. Другим примером оплаты на условиях неполного обслуживания является свободный тариф на основе отпускной стоимости, предусматривающий ограниченную ответственность перевозчика в случае утери или повреждения груза. Обычно при повреждении груза перевозчик несет полную ответственность за всю стоимость груза. Публикуемые тарифные ставки непременно включают страховку, покрывающую риск. Но производителям дорогостоящей продукции бывает выгоднее брать риск на себя, сокращая таким образом транспортные расходы. Тарифы на неполное обслуживание применяются тогда, когда грузоотправитель полностью доверяет перевозчику и ради снижения издержек может отказаться от дублирования ответственности и усилий.
Смысл тарифов агрегированного заказа и на неполное обслуживание в том, что перевозчик сокращает свои расходы и делит выгоды с грузоотправителем.