Грузовой манифест
В грузовом манифесте указывают все остановки или всех консигнаторов (грузополучателей) в тех случаях, когда на одном транспортном средстве перевозятся смешанные грузовые отправки. При этом каждая отправка должна оформляться коносаментом (или транспортной накладной).
Грузовой манифест содержит перечень перевалочных пунктов (мест остановки для погрузки-разгрузки), коносаментов, весовых характеристик и количества упаковок во всех грузовых отправках. Таким образом, транспортировка сопровождается единым документом, описывающим состав и реквизиты груза в целом, а не набором отдельных коносаментов по каждой отправке. Если весь груз имеет одно место назначения, грузовой манифест аналогичен коносаменту.
Обязанности транспортного отдела
В большинстве организаций транспортный отдел отвечает за организацию всех грузоперевозок. Традиционно за служащими транспортного отдела закрепился образ изможденных, зашоренных людей, с головой ушедших в тарифные справочники, но сегодня их обязанности и ответственность намного шире. На самом деле в нынешних условиях транспортный отдел контролирует примерно половину всех логистических издержек средней фирмы, так что от него во многом зависит и тактика, и Стратегия делового предприятия. Транспортный отдел отвечает не только за оплату транспортировки, но и за: (1) аудит транспортных операций и претензионно-исковую работу; (2) составление графиков выпуска на линию подвижного состава; (3) переговоры о величине тарифных ставок; (4) проведение исследований; (5) отслеживание и экспедирование грузоперевозок. Рассмотрим каждую из этих функций подробнее.
Аудит транспортных операций и претензионно-исковая работа. Если транспортные услуги или расценки на перевозки не отвечают установленным нормативам, грузоотправитель вправе предъявить претензию на возмещение ущерба. Такие претензии делятся на две категории: в связи с повреждением или потерей груза и в связи с переплатой/недоплатой. Претензии первой категории предъявляют в тех случаях, когда грузоотправитель требует от перевозчика возмещения убытков от полной или частичной утраты груза в результате небрежного обращения при транспортировке или когда грузоотправитель расторгает договор перевозки. Как и следует из названия, такие претензии следуют за повреждением или потерей груза в процессе транспортировки. Претензии в связи с переплатой/недоплатой возникают в тех случаях, когда расценки перевозчика (суммы в выставленных счетах) отличаются от опубликованных тарифов. Такие претензии разрешают посредством аудита транспортных счетов, о чем мы расскажем ниже.
Существуют правила, определяющие должные процедуры оформления претензий и ответственность сторон. Два фактора особенно важны. Во-первых, претензионно-исковая работа требует чрезвычайной тщательности исполнения, а без этого не добиться возмещения ущерба. Во-вторых, большое число претензий есть свидетельство недобросовестности перевозчика и его неспособности держаться заявленного уровня сервиса. Независимо от величины полученного грузоотправителем денежного возмещения убытков сам факт потери или повреждения груза в пути наносит ущерб его репутации в глазах клиентов.
Важной функцией транспортных отделов является аудиторская проверка точности счетов за перевозку. Из-за сложности транспортных тарифов вероятность ошибок здесь куда больше, чем в других коммерческих операциях. Аудиторские проверки транспортных счетов бывают двух видов: до оплаты счетов (предаудит) и после их оплаты (постаудит). Кроме того, аудит бывает внешним или внутренним. Для внешних проверок привлекаются специальные аудиторские компании, имеющие в штате специалистов по конкретным товарным группам. Обычно они работают эффективнее, чем внутренние аудиторы, которым порой недостает опыта и знаний. Как правило, вознаграждение внешним аудиторам выплачивают в виде процента от возвращенных по искам сумм переплаты за транспортные услуги. Крайне важна моральная надежность внешних аудиторов, потому что через транспортные счета они получают доступ к чрезвычайно важной информации о рынках и покупателях, и нарушение ими конфиденциальности может дорого обойтись заказчику аудиторской проверки.