Стратегия складирования
Совершенно естественно, что многие фирмы одновременно пользуются услугами всех трех видов складов —- и частных, и общественных, и контрактных. Частный или контрактный склад можно использовать для покрытия основных потребностей компании в течение всего года, прибегая к услугам складов общего пользования только в периоды сезонного увеличения деловой активности.
Либо центральный склад может быть частным, а в качестве территориальных складов и торговых баз можно использовать склады общего пользования. В обоих случаях может быть привлечен и контрактный склад. Рассмотрим подробнее возможные комбинации.
Полная загрузка складских мощностей в течение всего года — дело маловероятное. Как правило, склад бывает полностью загружен только 75—85% времени. Таким образом, от 15 до 25% времени часть складских площадей, нужных для обслуживания максимального спроса, простаивает. Видимо, в таких случаях эффективнее держать частные склады, закрывающие потребности компании на 75%, а в периоды пикового спроса обращаться к услугам складов общего пользования. Подобная ситуация показана на рисунке 13.4.
К привлечению складов общего пользования порой подталкивают и требования конкретных рынков. Фирма может счесть, что в том или ином географическом районе целесообразные объемы операций распределения диктуют необходимость использования частных складов. На других рынках выгоднее могут оказаться склады общего пользования. При проектировании логистической системы следует стремиться к выбору такой комбинации стратегий складирования, которая обеспечивает удовлетворение потребителей с наименьшими затратами ресурсов. Интегрированная стратегия складирования определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, сколько складов нужно компании? (Эта тема подробно рассматривается в главе 17.) Во-вторых, какими должны быть эти склады? Для многих фирм ответом на эти вопросы является комбинация, соответствующая характеристикам заказчиков и продуктов. Некоторые группы потребителей лучше обслуживать через частный склад, другие — через склад общего пользования.
На рисунке 13.5 отражены некоторые качественные факторы, влияющие на решения о выборе стратегии складирования. В верхней части рисунка обо-
Рисунок 13.4. Комбинация частного склада значен весь спектр возможных альтернатив — част-
и склада общего пользования ный, контрактный и общественный склады. По
вертикали перечислены подлежащие учету качественные факторы: (1) эффект присутствия; (2) отраслевой эффект совместной деятельности; (3) гибкость операций; (4) гибкость смены местоположения; (5) экономия за счет масштабов операций. Рассмотрим подробнее каждый из этих факторов.
Эффект присутствия создает маркетинговые преимущества благодаря наличию на местном рынке склада, отчетливо ассоциирующегося с компанией-владельцем (на здании склада имеется вывеска с названием компании). Многие считают, что потребители больше доверяют тем поставщикам, которые пользуются собственными складами. Когда продукты или потребители таковы, что эффект присутствия оказывает на них благоприятное влияние, следует отдавать предпочтение частным или контрактным складам.