Традиционная роль складов общего пользования
Некоторые крупные фирмы, управляющие контрактными и общественными складами, расширяют круг своих операций и создают складские сети, ориентированные на ключевые рынки. Это дает им возможность предлагать производителям полный спектр логистических услуг.
В подобной системе все функции по обслуживанию конечных потребителей компаний, являющихся клиентами общественных складов, выполняют работающие там специалисты по логистике. Таким образом, все услуги — транспортировка, обработка заказов, управление запасами, складирование и некоторые административные функции — предоставляются комплексно в рамках интегрированного логистического сервиса. Есть основания считать, что в дальнейшем число таких сетей складов общего пользования, их возможности и географический размах операций будут расти.
Для дифференциации своей деятельности операторы складов осваивают другие услуги с добавленной стоимостью. Традиционным основанием для использования складов общего пользования служили экономия расходов на хранение и гибкость операций. В будущем к контрактным и общественным складам все больше станут обращаться потому, что они смогут оказывать логистические услуги дешевле и эффективнее, чем частные системы.
С аналитической точки зрения выбор между частным, контрактным или общественным складом аналогичен принятию снабженческих решений (следует ли самостоятельно изготавливать те или иные производственные компоненты или лучше закупать их на стороне) или решений об организации транспортировки (применять ли собственный транспорт или нанять коммерческого перевозчика). В создание собственного складского хозяйства нужно вкладывать немалые средства, и эти вложения должны обладать такой же доходностью, как и все прочие инвестиции.
Наконец, когда решается вопрос об использовании услуг складских ассоциаций общего пользования или сети частных складов, у руководства компаний возникает естественная боязнь отдать в чужие руки всю полноту контроля над столь важной сферой деятельности, как логистика. Компании не решаются предоставлять все права на выполнение логистических операций контрактным и общественным складам прежде всего из-за следующих рисков: возможность утратить контроль за ходом дел, опасность потерять доверие заказчиков и неспособность быстро изменить ситуацию, если выяснится, что логистический посредник не справляется с работой. Хотя многие организации пользуются исключительно услугами контрактных и общественных складов, обычное условие заключается в том, чтобы каждый отдельный склад имел отдельного собственника, а управление логистической сетью оставалось в руках клиента — производителя, предприятия оптовой или розничной торговли. В последние годы все больше компаний полагается на склады общего пользования и контрактные склады. Причинами этого служат их гибкость, экономичность и эффект от совместной деятельности.