Расширение формулы
На практике при определении экономичного размера заказа приходится учитывать больше факторов, чем в базовой формуле. Чаще всего это связано с особыми условиями поставок и характеристиками продукции, из которых можно извлечь определенные выгоды, если принимать в расчет следующие три типа поправок: скидки с транспортных тарифов в зависимости от объема грузоперевозок; скидки с цены продукции в зависимости от объема закупок; прочие корректировки.
Транспортные тарифы и объем грузоперевозки. До сих пор мы не учитывали зависимости между транспортными расходами и размером заказа. Когда покупка осуществляется (то есть когда в соответствии с условиями поставки заказанные продукты переходят в собственность получателя) в месте назначения и все транспортные расходы оплачивает продавец, этой зависимостью вполне оправданно можно пренебречь. В этом случае продавец несет полную ответственность за доставку груза до тех пор, пока он не попадет в руки потребителя. Но когда передача собственности происходит в пункте отправления, при определении размера заказа следует учитывать транспортные расходы.
Как правило, чем больше вес партии поставки, тем ниже расходы на транспортировку фунта груза до места назначения. Железнодорожные и автотранспортные компании обычно предоставляют скидки при большом весе грузоперевозки. Так что при прочих равных условиях предприятиям выгодны такие размеры поставок, которые обеспечивают экономию транспортных расходов. Эти размеры поставки могут превышать экономичный размер заказа, рассчитанный по модели EOQ. Увеличение размера поставки двояко влияет на издержки содержания запасов. Предположим, что самый привлекательный транспортный тариф достигается при заказе 480 единиц продукции, тогда как модель экономичного размера заказа предлагает другое решение — а именно полученные нами ранее 300 единиц4. Первое последствие более крупной поставки — объем средних текущих запасов вырастает со 150 до 240 единиц, а значит, увеличиваются и затраты на содержание запасов.
Второе последствие более крупной поставки — уменьшение числа заказов. Чем меньше заказов, тем крупнее каждая грузоперевозка и тем экономичнее транспортный тариф.
Нам нужно рассчитать два варианта суммарных издержек — с учетом экономии транспортных расходов и без учета такой экономии. Для этого требуются дополнительные данные — о величине тарифных ставок при транспортировке
300 и 480 единиц продукции (см. Таблица 8.5. Данные для учета экономии транспортных расходов табл. 8.5). при расчете экономичного размера заказа
Последовательность и результа- -
ты анализа приведены в табли- Годовой объем спроса 2 400 ед.
це 8.6. Закупая 5 раз в год по Расходы на единицу продукции 5,00 дол.
,ол . ____ „ .„ . ~ ___ Доля затрат на содержание запасов 20%
480 единиц, мы экономим за год „ * v , п „„
м ц' Расходы на один заказ 19,00 дол.
приблизительно э/0 дол. по срав- Тариф на транспортировку мелкой партии 1 дол. за ед. груза
нению с вариантом, когда постав- Тариф на транспортировку крупной партии 0,75 дол. за ед. груза
ки по 300 единиц приходят 8 раз в год.