Дискретное планирование закупок
Впрочем, «подгонка» экономичного размера заказа к величине, кратной стандартной грузовой единице, постепенно делается менее важной по мере того, как растет готовность и способность грузоотправителей комплектовать грузовые единицы из смешанного ассортимента продукции.
Такая комплектация обеспечивает экономичность транспортных и погрузочно-разгрузочных операций при поставке неоднородных по составу грузов.
Дискретное планирование закупок. Потребность в пополнении запасов не всегда стабильна, как это предполагалось в предыдущих расчетах. Во многих производственных ситуациях спрос на определенные узлы и детали отличается неравномерностью и нерегулярностью. Нерегулярность есть следствие того, что спрос зависит от производственного графика. Это означает, что требуемые для сборки детали должны поступать как раз тогда, когда они нужны для сборочного конвейера. И если их можно получить вовремя, нет смысла хранить их, когда они не нужны. Для определения размера заказа на пополнение запасов, обслуживающих зависимый спрос, нужен своеобразный подход, именуемый дискретным планированием закупок. Термин «дискретный» означает, что снабжение должно обеспечивать поставку узлов и деталей в количествах, точно равных тому, что требуется в определенный момент времени. Поскольку потребности меняются, объемы закупок и грузоперевозок тоже не могут всегда оставаться постоянными. Для определения надлежащих размеров заказов применимы следующие методы: (1) пошаговое планирование; (2) периодическое планирование; (3) плавающее планирование.
Пошаговое планирование заказов. Эта основная форма дискретного планирования предполагает покрытие конкретной потребности в запасах на ограниченном отрезке времени. Такой метод планирования целиком ориентирован на удовлетворение сиюминутного спроса, и расходы на размещение заказов при этом в расчет не принимаются. Размер заказа в точности равен объему производственного или потребительского спроса. Этот подход чаще всего применяют при закупках недорогой продукции, потребности в которой невелики и возникают нечасто. При пошаговом планировании для передачи заказа обычно используют электронные каналы связи, а для грузоперевозки — скоростные транспортные средства с повышенными тарифными ставками, чтобы сократить до минимума время обработки заказов и доставки грузов.
Периодическое планирование заказов. Планирование заказов на определенный период времени опирается на логику модели экономичного размера заказа. Этот метод предполагает трехэтапную процедуру снабжения. Сначала вычисляют стандартное значение экономичного размера заказа. Затем для определения частоты (периодичности) закупок спрогнозированный объем годовой потребности делят на это вычисленное значение экономичного размера заказа. Наконец, соответствующий период времени (скажем, 52 недели или 12 месяцев) делят на число поставок, чтобы получить разовый размер заказа.
Для иллюстрации примем за экономичный размер заказа 300 единиц, а за прогнозируемую потребность в запасах — 2400 единиц. Для расчета необходимых значений на 1 год, состоящий из двенадцати периодов, метод периодического планирования заказов предполагает следующий порядок вычислений:
EOQ = 300 ед.; Прогноз спроса = 2400 ед.; Число заказов за год = 2400/300 = 8; Периодичность заказов = 12/8 = 1,5 месяца.
По этому методу точный размер заказа определяют примерно каждые шесть недель. В среднем величина заказа составляет 300 единиц при условии, что потребность в тот или иной период не отклоняется от планового значения.
Главное преимущество метода периодического планирования заказов в том, что он учитывает расходы на содержание запасов, а значит, позволяет минимизировать их.