Пространственные корректировки
Во-вторых, приспособительные возможности системы должны распространяться на особенности разных участков и звеньев канала распределения. Подобные модификации называют пространственными корректировками.
Для определения подходящей логики управления запасами необходимо тщательно проанализировать комбинацию описанных выше факторов, характерную для каждого звена канала. Как правило, в звеньях, приближенных к производителю, лучше всего работают плановые методы, а в звеньях, более близких к рынкам, — реактивные методы. Однако участок или звено, где следует переходить от одной логики управления запасами к другой, может со временем меняться. Так, если опять воспользоваться примером с сельскохозяйственными продуктами, в сезон их переработки следует всеми средствами проталкивать продукт через каналы распределения к конечному потребителю, тогда как весной и осенью, когда запасы производственных предприятий невелики, применительно ко всем уровням канала более пригодна реактивная система. Смена методов управления запасами в этом примере, скорее всего, должна произойти ранней весной.
И наконец корректировки адаптивной системы управления запасами обязательно должны опираться на характеристики продукта. При изменении уровня предложения (доступности) продукта или спроса на него нужно менять и методы управления запасами, чтобы в каждой ситуации обеспечить наиболее эффективное распределение. Иногда системы, обладающие такой способностью, называют двойственными системами, или системами двойного назначения (одно — для продуктов, требующих активного продвижения, другое — для «реактивных» продуктов). Иначе говоря, к высокодоходным и быстро расходящимся продуктам следует применять плановые методы управления, а для продуктов с небольшим объемом продаж и медленным оборотом лучше подходят реактивные методы.
Управленческий процесс
Интегрированная стратегия управления запасами определяет политику и процессы принятия решений о том, где и в каком количестве размещать запасы, когда производить поставки для пополнения запасов.
Настоящий раздел посвящен вопросам выработки такой стратегии, а также методам повышения эффективности управления запасами.
Выработка стратегии
Процесс выработки общей стратегии состоит из трех этапов: классификации продуктов й рынков, определения стратегий для отдельных рыночных сегментов, определения оперативной политики и критериев деятельности. Ниже мы опишем и проиллюстрируем каждый из этапов.
Классификация продуктов/рынков. Цель классификации продуктов/рынков — повысить эффективность управления запасами за счет более целесообразного и обоснованного распределения усилий в этой области. Такую классификацию называют еще классификацией по приоритетности или классификацией ABC, и сводится она к выявлению групп продуктов или рынков со схожими характеристиками. Подобная классификация основана на понимании того факта, что не все продукты или рынки одинаково важны для фирмы. Толковое управление запасами обеспечивает согласованность классификации продуктов/рынков со стратегией и сервисными целями компании.