Стороны, причастные к транспортировке
Для того чтобы разобраться в логике принятия решений, связанных с организацией транспортировки, нужно для начала понять хозяйственную среду, в которой осуществляются грузоперевозки, поскольку этим транспорт отличается от многих других отраслей.
Основные (а то и единственные) участники большинства коммерческих сделок — покупатели и продавцы (скажем, домохозяйство в качестве потребителя и розничный магазин в качестве продавца). Только эти две стороны принимают участие в обсуждении условий сделки, а затем и осуществляют ее. Правда, некоторые виды коммерческих сделок требуют государственного вмешательства, но это, скорее, исключение, чем правило.
В отличие от описанной выше типичной схемы коммерческих сделок купли-продажи в сделках транспортировки участвуют, как правило, пять сторон: грузоотправитель (первичная сторона), консигнатор (сторона, которой предназначен груз, или грузополучатель; комиссионный посредник между грузоотправителем и конечным потребителем), перевозчик, государство (в лице правительственных организаций) и население. Рисунок 10.1 наглядно иллюстрирует взаимосвязи между этими пятью сторонами. Порой их объединяют отношения собственности — это происходит, когда компания перевозит грузы собственным транспортом с одного своего предприятия на другое. Однако в большинстве случаев стороны процесса транспортировки независимы друг от друга как в оперативной деятельности, так и в собственности. Для того чтобы разобраться в сложной природе этого процесса и хозяйственной среды, в которой он осуществляется, нужно понять, каковы роль и отличительные особенности каждой из сторон.
Грузоотправители и грузополучатели. У грузоотправителя и грузополучателя общая цель — к определенному времени и с наименьшими затратами переместить груз из места отправления в место назначения. В условия сделки транспортировки входят оговоренные сроки погрузки и доставки груза, определенное время перевозки, отсутствие потерь и повреждения груза, а также точное и своевременное оформление платежных документов и обмен информацией.
Перевозчики. Перевозчик, будучи посредником, отличается несколько иными характеристиками. Он заинтересован в максимизации своего дохода от сделки при наименьших операционных издержках. Отсюда следует, что перевозчик стремится назначить наивысшую приемлемую для грузоотправителя (или грузополучателя) цену за свои услуги и свести к минимуму расходы на оплату труда, горючее и эксплуатацию транспортных средств, необходимых для перемещения груза. Чтобы достичь желаемого результата, перевозчику нужна достаточная гибкость в выборе времени погрузки и доставки, позволяющая добиться экономичной загрузки транспортных средств.