Логистика

Логистика поставок

Повышение качества услуг

Для повышения качества услуг передовые железные дороги обратились к специализации подвижного состава — так появились трехъярусные платформы для перевозки автомобилей, двухъярусные контейнерные платформы, сочлененные вагоны, составы специального назначения.

Качество услуг.

Качество услуг.

Состав специального назначения — это товарный поезд, все вагоны которого предназначены для перевозки одного вида продукта (скажем, угля или зерна). Составы специального назначения используют также для снабжения сборочных автомобильных заводов. Такие составы экономичнее и быстрее традиционных смешанных, потому что могут, минуя сортировочные станции, следовать прямо к месту назначения. Сочлененные вагоны имеют удлиненную ходовую часть, которая способна принимать до десяти контейнеров в одной гибкой сцепке. Подобная сцепка уменьшает нагрузку вагона и сокращает время,
необходимое для перевалки. Двухъярусные контейнерные платформы, как следует из названия, могут быть загружены контейнерами в два этажа, что удваивает грузовместимость подвижного состава. Контейнеры представляют собой снятые с шасси кузова большегрузных автомобилей. Особая конструкция двухъярусных платформ повышает сохранность перевозимых грузов. Подобные технические решения помогают железным дорогам уменьшить грузовую нагрузку вагонов, увеличить грузоподъемность составов и облегчить процессы погрузки-выгрузки.
Все перечисленное выше никоим образом не исчерпывает список новшеств, осваиваемых железными дорогами. Это только отдельные примеры тех решений, которые нацелены на сохранение доли железнодорожного транспорта на рынке грузоперевозок. Традиционная концепция организации железнодорожных перевозок явно меняется. Если в 1970-х годах речь шла о выживании железных дорог и даже об их возможной национализации, то в 1980-х заговорили о возрождении сети железнодорожных коммуникаций. Факты указывают на то, что в 1990-х годах железные дороги стали возвращать себе лидирующие позиции в отрасли, в том числе благодаря расширению смешанных перевозок.
Автотранспорт. После второй мировой войны началось быстрое развитие отрасли автоперевозок. Основными причинами этого быстрого подъема автотранспорта стали присущие ему гибкость доставки по принципу «из двери в дверь» и высокая скорость междугородных перевозок.
Гибкость есть результат того, что грузовики могут перемещаться по любым дорогам. В 1989 г. протяженность сети шоссейных дорог в США составляла более 3,8 млн миль, что превышало суммарную протяженность трасс всех других видов транспорта7. Общая протяженность межштатных шоссе составляет примерно 43 тыс. миль, а протяженность сети магистральных дорог федерального значения превышает 344 тыс. миль8.
От железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Расходы на оплату лицензий, сборов и пошлин за пользование дорогами довольно значительны, но эти расходы прямо пропорциональны количеству эксплуатируемых грузовиков и протяженности маршрутов. В автотранспорте величина переменных издержек в расчете на милю пути велика, поскольку для каждого трейлера или связки нескольких трейлеров нужны отдельный двигатель и водитель. Расходы на оплату труда также высоки из-за необходимости соблюдать ограничения, налагаемые требованиями о безопасности водителей, и из-за многочисленности ремонтного и обслуживающего персонала. Данные о структуре расходов на эксплуатацию грузовиков приведены в таблице 10.1. Выделив в этой структуре постоянные (накладные расходы плюс амортизация грузовика) и переменные издержки (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт), легко подсчитать, что здесь мы имеем небольшие постоянные и высокие переменные расходы. В отличие от железных дорог автотранспорт лучше всего пригоден для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния.

Ключевые слова: , ,