Характеристики грузового автотранспорта
Характеристики грузового автотранспорта в наибольшей степени отвечают транспортным потребностям перерабатывающей промышленности и торговли, когда нужно перевозить на небольшие расстояния дорогостоящую продукцию.
Автотранспорт заметно потеснил железные дороги на рынке обслуживания среднего машиностроения и легкой промышленности. Практически все перевозки между оптовыми складами и предприятиями розничной торговли осуществляются автотрансцортом. Нет оснований сомневаться, что в будущем автотранспорт сохранит свою долю на рынке грузовых перевозок. В 1990 г. почти все междугородные перевозки грузов весом менее 15 тыс. фунтов (то есть перевозки с загрузкой меньше транзитной нормы) производились автотранспортом (за исключением перевозок мелких тарных грузов на особых условиях и по повышенным тарифам). Однако свои проблемы существуют и у автомобильного транспорта. Основные трудности создают рост расходов на замену и техническое обслуживание оборудования, на оплату труда водителей, грузчиков и ремонтников. Рост заработной платы создает проблемы для всех видов транспорта, но для трудоемкого автотранспорта это особенно острая проблема. В стремлении сократить расходы на оплату труда перевозчики пытаются оптимизировать графики и маршруты движения, осуществляют компьютеризацию расчетов, механизируют погрузочно-разгрузочные работы, используют прицепы из двух-трех трейлеров и налаживают координацию с другими видами транспорта для организации смешанных перевозок. Все эти меры сокращают потребность в персонале и позволяют снизить расходы.
Коммерческие автоперевозчики (работающие по найму) страдают от того, что грузоотправители все чаще обзаводятся собственным парком грузовиков, которыми и пользуются для транспортировки, или заключают долговременные контракты на транспортное обслуживание со специализированными перевозчиками. В 1980 г. на две последние формы организации перевозок приходилось более 50% всего междугородного грузооборота. В результате дерегулирования к 1987 г. эта доля выросла до 66%9, но к 1991 г., когда грузоотправители на личном опыте испытали сложности и проблемы, возникающие у владельцев собственного автотранспорта, сократилась до 56%10. Владение и управление собственным автотранспортным парком порождают проблемы в связи с необходимостью окупить капиталовложения в оборудование, соблюдением норм государственного регулирования, обеспечением качественного обслуживания клиентов, пестротой налоговых систем в разных штатах. Прогнозируется, что доля перевозок, осуществляемых собственным (частным) автотранспортом, будет сокращаться и впредь.
После 1980 г. отрасль автоперевозок вследствие дерегулирования претерпела радикальные изменения. В отрасли более отчетливо выделились следующие сегменты: перевозки по полной транзитной норме, перевозки с загрузкой меньше транзитной нормы и специализированные перевозки.
В перевозках по полной транзитной норме (то есть когда вес груза превышает 15 тыс. фунтов) водителям обычно не приходится делать остановки на промежуточных терминалах для дозагрузки (консолидации грузов). Такие крупные фирмы, как Schneider National и J.B.Hunt, обеспечивают перевозки по полной транзитной норме на всей территории США, но в этом же сегменте работает множество мелких компаний, так что здесь царит очень острая ценовая конкуренция и рынок максимально близок к идеалу чистой конкуренции.
Перевозки с загрузкой меньше транзитной нормы (то есть грузов весом менее 15 тыс. фунтов) обычно требуют остановок на промежуточных терминалах для дозагрузки, что резко увеличивает маркетинговые расходы и затраты на оплату услуг терминалов, а значит — и долю постоянных издержек (см. табл. 10.1). Это стимулирует консолидацию отраслевого сегмента, где в результате дерегулирования первоначально возникло множество мелких компаний. К числу крупнейших (национального масштаба) перевозчиков с неполной транзитной нормой относятся: Yellow Freight, Consolidated Freight-ways, Roadway и TNT Freightways.
Сегмент специализированных перевозок представляют компании, занимающиеся доставкой посылок и других почтовых отправлений, такие как Federal Express и United Parcel Service.
Хотя проблем в отрасли немало, совершенно очевидно, что в обозримом будущем именно автоперевозки сохранят центральные позиции в обеспечении транспортных потребностей логистики.