Воздушный транспорт
Грузовая авиация — новейший и наименее востребованный вид транспорта. Его главное преимущество — скорость доставки. Там, где другим транспортным средствам нужны дни и недели, самолету достаточно нескольких часов.
Главный недостаток воздушного транспорта — высокая стоимость. Но этот недостаток иногда перекрывается скоростью доставки, которая позволяет отказаться от других элементов структуры логистических издержек, которые связаны с содержанием складов и запасов. Воздушные грузовые перевозки пока что не столько реальность, сколько надежды и возможности. Хотя дальность воздушных перевозок не ограничена, на их долю до сих пор приходится менее 1% всего междугородного грузооборота (выраженного в тонно-милях). Возможности воздушного транспорта сдерживаются грузоподъемностью и грузовместимостью самолетов, а также их ограниченной доступностью. Традиционно для междугородных грузоперевозок использовались по большей части попутные пассажирские рейсы. Это было выгодно и экономично, но привело к потере гибкости и задержке технического развития. Фрахт реактивного лайнера обходится дорого, а спрос на такие перевозки нерегулярен, поэтому парк самолетов, осуществляющих исключительно грузовые перевозки, очень невелик. Однако некоторые авиаперевозчики, предлагающие особые услуги, — в числе которых Federal Express и United Parcel Service Overnight — обеспечивают воздушные грузоперевозки по всему миру в течение суток. Первоначально эти услуги распространялись только на документы и письма, но сейчас они охватили и более крупные посылки. Например, и Federal Express, и United Parcel Service Overnight берутся в течение суток доставлять потребителям товары из централизованных распределительных складов, расположенных вблизи от аэропортов «базирования» этих компаний. Это идеальная форма услуг для фирм, торгующих широким ассортиментом дорогостоящих продуктов и нуждающихся в ускоренном транспортном обслуживании.
Воздушный транспорт отличается меньшей величиной постоянных издержек по сравнению с железными дорогами, водным транспортом или трубопроводами. Постоянные издержки ниже только у автотранспорта. Строительство, оборудование и техническое обслуживание взлетно-посадочных полос и аэропортов обычно финансирует государство, а финансирование складских мощностей и погрузоч-но-разгрузочных терминалов берут на себя местные муниципалитеты. Постоянные издержки воздушного транспорта сводятся лишь к затратам на покупку самолетов и, при необходимости, специализированного оборудования грузопереработки и контейнеров. С другой стороны, в воздушном транспорте очень велики переменные издержки, которые складываются из расходов на керосин, техническое обслуживание самолетов и оплату труда летного и наземного персонала.
Поскольку для размещения аэропортов нужны очень большие открытые пространства, воздушные перевозки, как правило, не объединены в единую систему с другими видами транспорта за исключением автомобильного. Правда, в последнее время авиаперевозчики проявляют все большую заинтересованность в интеграции со всеми остальными видами транспорта, что требует создания исключительно «грузовых» аэропортов, где обработка грузов не мешала бы обслуживанию пассажиров. Например, расположенный возле Далласа аэропорт Альянс (Alliance) спроектирован так, чтобы отвечать потребностям одновременно государства, промышленности и основных видов транспорта. Цель — облегчить производителям ведение международной торговли и физического распределения продукции из единого транспортного узла.
Воздушным транспортом перевозят почти все что угодно. Пожалуй, главная его особенность в том, что им пользуются для доставки грузов главным образом в случае экстренной необходимости, а не на регулярной основе. Компании обычно прибегают к услугам авиации (как рейсовой, так и нерейсовой), когда ситуация оправдывает высокие транспортные расходы. Главными кандидатами на регулярные грузовые авиаперевозки являются либо дорогостоящие, либо скоропортящиеся товары. Когда период сбыта крайне ограничен — как, скажем, в случае с товарами для рождественских распродаж, модной одеждой или свежей рыбой, — авиация является самым практичным и выгодным способом транспортировки и логистической поддержки. Потенциальными объектами грузовых авиаперевозок являются также такие традиционные для логистических операций продукты, как сборочные детали и компоненты и товары, продаваемые по почтовым каталогам.