Логистика

Логистика поставок

Правовой статус

Помимо классификации транспорта по видам на основании технических характеристик принято также деление по правовому статусу, то есть по типу лицензирования. В США правительство не вмешивается в дела большинства частных предприятий, но транспортная отрасль — случай особый, здесь правительство может ради экономической стабильности «прикрепить» перевозчиков к определенным рынкам или видам услуг.

Статус правовой.

Статус правовой.

Эти ограничения ослабляют конкуренцию на отдельных рынках, что создает для перевозчиков стабильные условия работы, в том числе и в области ценообразования. Ограничения, налагаемые на данного перевозчика, именуемые разрешением на деятельность, представляют собой лицензию на перевозку грузов между двумя географическими пунктами.
Распространенная форма классификации транспортных компаний основана на типе лицензирования. Каждый тип лицензирования определяет свои правила и ограничения, устанавливаемые Комиссией по торговле между штатами, КТМШ (Interstate Commerce Commission, ICC), которым должен подчиняться перевозчик при транспортировке грузов. После 1980 г. в политике КТМШ произошли сдвиги в сторону упрощения процедуры выдачи лицензий и повышения требований к безопасности на дорогах. Устранение неоправданных барьеров для вступления в отрасль, тщательное отслеживание статистики происшествий на дорогах и поощрение конкуренции — все эти факторы в совокупности повысили качество транспортных услуг и увеличили их предложение.
Исходя из типа лицензирования, выделяют четыре категории перевозчиков: общественные, контрактные, частные и льготные. Эта категории встречаются во всех видах транспорта. До начала дерегулирования в 1980-х годах между этими категориями существовали четкие границы, и каждая транспортная компания могла принадлежать только к одной категории и к одному виду транспорта. Например, железнодорожная компания не могла заниматься грузовыми автоперевозками. После дерегулирования многие компании получили «двойные» лицензии, дающие право работать в рамках двух или более категорий или видов транспорта. Скажем, некоторые частные перевозчики получили права общественных и контрактных перевозчиков. Кроме того, правительство стало поощрять кооперацию между видами транспорта и смешанную собственность в отрасли.
Сегодня правовые разграничения не столь жестки, как прежде, но они все еще существуют и сказываются на работе транспорта. Ниже мы рассмотрим особенности каждого правового статуса.
Общественные перевозчики. Основу транспортной системы общего пользования составляют общественные перевозчики. Общественные перевозчики обязаны предоставлять транспортные услуги по равным для всех (недискриминационным) ценам. Лицензия общественного перевозчика может давать ему право на транспортировку любых грузов, а может ограничить его деятельность транспортировкой какого-то одного продукта — скажем, стали, компьютеров или мебели. Кроме того, лицензия очерчивает географическую зону, которую перевозчик вправе обслуживать, а также устанавливает для него либо определенный график, либо свободный режим перевозок.
Прежде общественный перевозчик мог получить лицензию только в том случае, если ему удавалось доказать необходимость предлагаемых им услуг. То есть бремя доказательства возлагалось на перевозчика, а потенциальные конкуренты имели возможность воспрепятствовать вступлению на рынок еще одной компании. После дерегулирования перевозчик, желающий получить лицензию на деятельность, должен продемонстрировать только свою способность оказывать услуги, ему больше не нужно обосновывать потребность рынка в его услугах. Сегодня КТМШ предоставляет перевозчику право на оказание транспортных услуг, удостоверившись, что предлагаемые им услуги (1) полезны, (2) нужны и не наносят ущерба общественным интересам.

Ключевые слова: , ,