Проблема отсева перевозчиков
Существует хорошо известная проблема отсева перевозчиков, действовавших на рынке до принятия Закона МС-80. Например, из 20 крупнейших перевозчиков с неполной транзитной нормой, работавших в отрасли в 1979 г., к 1988 г. не стало 13 — трех в результате слияния и десяти из-за банкротства".
Большинство наблюдателей уверено, что отток участников из этого сегмента рынка почти закончен. В настоящее время здесь доминируют несколько крупнейших перевозчиков, таких как Yellow Freight, Consolidated Freightways, Roadway Express и TNT. Эти компании располагают финансовыми, технологическими и управленческими ресурсами, необходимыми для управления обширной системой терминалов, массовым автопарком и многочисленным штатом работников. Вместе с тем процесс отсева на региональных рынках перевозок с неполной транзитной нормой все еще продолжается.
Закон МС-80 вызвал и некоторые другие радикальные изменения на рынке коммерческих перевозок. По мере роста в 1980-х годах числа лицензированных перевозчиков обострялась и конкуренция за грузы. Усиление позиций крупных розничных торговцев позволило им добиться снижения автотранспортных тарифов (за счет наращивания объемов грузоперевозок). В результате тарифы начали сокращаться как для перевозчиков с полной транзитной нормой (после 1981 г.), так и для перевозчиков с неполной транзитной нормой (после 1984 г.). Ситуацию еще более усугубляла распространившаяся практика предоставления больших скидок с опубликованных тарифов (нередко до 50—55%), к которым перевозчики прибегают, чтобы перехватить заказы у конкурентов или сохранить свои собственные. Такие большие скидки основательно подрывают прибыльность транспортных операций. Все это стало причиной большого числа банкротств, но многие наблюдатели уверены, что в отрасли и до сих пор наличествует избыток транспортных мощностей.
Еще одним следствием Закона МС-80 стало изменение состава рабочей силы в автомобильном транспорте. После дерегулирования численность работников, входящих в профсоюзы, уменьшилась с 60% в конце 1970-х годов до 28% в 1985 г. По мнению некоторых наблюдателей, в результате этого изменения способность профсоюзов влиять на события в отрасли резко ослабла.
Наконец, по мере ухудшения общей финансовой ситуации в экономике многие малоприбыльные компании продолжали функционировать только потому, что не имели резервов капитала, чтобы покрыть долги перед своими пенсионерами. Федеральные законы о пенсионном обеспечении защищают права вышедших на пенсию работников, в том числе за счет нанимателей. При ликвидации компании с большим объемом пенсионных обязательств Корпорация обеспечения пенсионных выплат (Pension Benefit Guarantee Corporation) может потребовать, чтобы ее собственность пошла на покрытие пенсионных обязательств.
Бесспорно, нестабильность в отрасли в значительной степени стала следствием либерализации ценообразования, вызванной Законом МС-80. Некоторые перевозчики позаботились о приведении уровня своего сервиса в соответствие с уровнем тарифов, другие же обратились к политике скидок, не уделяя должного внимания снижению операционных издержек. В 1980-е годы преуспели те перевозчики, которые отказались от неприбыльных операций, повысили производительность оборудования и снизили операционные переменные издержки, повысив таким образом свою эффективность. Закон МС-80 сделал возможной и поощрял такую конкуренцию на основе качества.