Регулирование перевозок внутри штатов
В этом разделе мы вкратце опишем характер регулирования грузового транспорта внутри штатов и его воздействие на деятельность участников отрасли.
Хотя регулирование транспорта внутри штатов сосредоточено главным образом на внутренних перевозках, в большинстве штатов те же правила распространяются и на межштатные перевозки, проходящие по их территории. Такое регулирование затрагивает вес и линейные размеры транспортных средств, правила лицензирования (вступления на рынок), тарифы и разрешенные маршруты. Строго говоря, 42 штата осуществляют регулирование транспорта на своей территории, и только восемь этого не делают. В штатах Делавер и Нью-Джерси никогда не было регулирования деятельности общественных или контрактных перевозчиков. Некоторые штаты (Аляска, Аризона, Флорида, Мэн, Вермонт и Висконсин) последовали примеру федерального правительства и провели дерегулирование транспорта в начале 1980-х годов21. Поскольку возникло противоречие — движение транспорта между штатами оказалось свободно от регулирования, а внутри некоторых штатов по-прежнему подлежало регулированию — отдельные представители отрасли стали оказывать давление на Конгресс, требуя повсеместно отменить регулирование. Но профсоюзы и перевозчики в целом были сторонниками сохранения регулирования транспорта на уровне штатов. Тем не менее в 1994 г. Конгресс принял, а президент США подписал закон, отменяющий право штатов контролировать тарифы, маршруты и состав услуг, предоставляемых перевозчиками. При этом штаты сохранили право регулировать размеры и вес транспортных средств, а также маршруты перевозок вредных материалов и финансовую ответственность перевозчиков. Кроме того, за перевозчиками осталось право при желании участвовать в деятельности тарифных комитетов22.
Издержки внутриштатного регулирования и трудности, возникающие при его отмене, довольно значительны. В частности, отмены внутриштатного регулирования добивались почтовые компании. Но в ответ на эти усилия компаний Federal Express и UPS власти некоторых штатов только еще больше укрепили свои позиции.
Примером этого может служить предпринятая в 1991 г. несколькими штатами попытка подчинить регулированию движение грузовиков Federal Express на своей территории. Но в 1992 г. Верховный суд США постановил, что штат Калифорния не имеет права регулировать автотранспортные операции авиалиний, имеющих федеральную лицензию23. Другие города и штаты попытались ограничить перевозки в определенное время суток или транспортировку опасных материалов. Эти попытки были пресечены в 1991 г. решением федерального суда, ограничившим такого рода права местных властей:
Городу Нью-Йорк запрещается навязывать свои технические стандарты применительно к транспортным средствам, ввозящим в город опасные материалы. Город поддержал положения Закона о единых правилах безопасности при транспортировке опасных веществ от 1990 г., согласно которым ответственность за классификацию, упаковку и переработку опасных материалов, а также за конструкцию перевозящих их транспортных средств возложена на федеральное правительство24.
В качестве контраргумента на подобные меры федерального правительства кое-кто ссылается на «права штатов», предусматривающие, что коммерческие операции на территории отдельных штатов подлежат контролю и регулированию со стороны властей этих штатов, которым такой административный инструмент необходим для обеспечения доступности и стабильности услуг (особенно в малых населенных пунктах), а также безопасности транспорта. Но результаты проведенных исследований не подтверждают эти аргументы25.
Чтобы сделать федеральное регулирование транспорта более последовательным, КТМШ попыталась дать новое определение понятия межштатные перевозки. Традиционно под межштатной торговлей понималось движение товарных потоков через границы между штатами. В постановлении 1993 г. «Об автомобильных перевозках грузов, поступающих в штат извне через склады того же штата», КТМШ провозгласила, что транспортировка грузов со склада на рынки внутри одного штата может рассматриваться как межштатная перевозка, если изначально товар был завезен на склад из другого штата26. По утверждению КТМШ, такие перевозки являются частью «непрерывного товаропотока», а значит, к ним следует применять правила перевозок между штатами. В попытке установить более эффективный контроль за внутриштатным регулированием транспорта был принят Закон о подчинении воздушного транспорта федеральному регулированию (Federal Aviation Administration Authorization Act)27, который в основном запретил отдельным штатам экономическое регулирование операций