Объем
Вторым по значимости фактором является объем груза. Как мы уже неоднократно повторяли, в большинстве видов логистической деятельности проявляется эффект масштаба (экономия за счет масштабов операций), и транспортировка — не исключение.
Это отчетливо видно из рисунка 12.2: чем больше объем груза, тем меньше издержки в расчете на единицу веса. Причина заключается в том, что при больших объемах постоянные расходы на приемку грузов и доставку их получателям, равно как и административные расходы, распределяются на дополнительные единицы груза. Зависимость ограничена лишь максимальной грузовместимостью транспортного средства (например, трейлера). Применительно к управлению это означает, что для получения экономии за счет масштабов операций малые грузовые отправки нужно консолидировать в более крупные.
Рисунок 12.2. Соотношение между
весом груза и удельными
транспортными
издержками
Плотность грузов. Третьим по значимости фактором является плотность груза, то есть отношение веса к объему груза (занимаемому им пространству). Дело в том, что транспортные издержки обычно считают на единицу веса — скажем, на тонну или центнер. Емкость отдельного транспортного средства ограничена скорее свободным пространством, предназначенным для загрузки, то есть объемом груза, нежели его весом. Если трейлер загружен полностью, то каким бы легким ни был груз, больше туда не впихнешь. Поскольку переменные издержки (трудозатраты, расход топлива) не зависят напрямую от веса, чем больше плотность груза, тем дешевле обходится перевозка единицы его веса, так как постоянные расходы распределяются на дополнительные единицы веса. На рисунке 12.3 показано соотношение между плотностью груза и величиной транспортных расходов на единицу его веса (с увеличением плотности удельные издержки убывают).
Логистические менеджеры, как правило, стремятся увеличить плотность груза, чтобы наилучшим образом использовать грузовместимость транспортных средств. Это позволяет заполнить полезную кубатуру, скажем, трейлера большим количеством единиц продукции. Но и здесь есть предел, определяемый грузоподъемностью транспортных средств. Например, при перевозке напитков — пива, колы и т.п. — грузоподъемность может оказаться исчерпана всего лишь при половинной загрузке объема трейлера. Тем не менее в большинстве случаев увеличение плотности грузов ведет к сокращению транспортных расходов на единицу веса.