М40М
Приведенные в таблице тарифные ставки выражены в центах за 100 фунтов (или один американский центнер) груза. При перевозке из Атланты в Лансинг 12 тыс. фунтов груза, имеющего класс 85, тариф составит 12,92 дол. за 100 фунтов.
Публикуемые тарифы охватывают все классы грузов для всех сочетаний пунктов отправления и назначения. Тарифные сетки приходится часто пересматривать и обновлять. После дерегулирования перевозчики предлагают более гибкую систему, основанную на диапазоне скидок. Теперь вместо разработки особой тарифной сетки для определенной группы грузоотправителей перевозчики используют скидки от 30 до 50% в зависимости от объема перевозок и остроты конкуренции.
В перевозках с полной транзитной нормой плату принято рассчитывать не только на 100 фунтов веса, но и на милю пути. Поскольку в таких перевозках транспортное средство загружается полностью, отправка поступает одному адресату и нет нужды в использовании терминалов для перевалки грузов, установление тарифов в расчете на милю пути даже более уместно. Для одиночных рейсов (в одном направлении) плата колеблется от 1,50 до 3,00 дол. за милю в зависимости от особенностей конкретного рынка. Обычно, хотя и не обязательно, эта плата предусматривает и услуги, типичные для перевозок с неполной транзитной нормой (погрузка-разгрузка, гарантии сохранности груза и т.д.).
Широко применяются еще две формы оплаты перевозок: по минимальной ставке и с надбавками. Минимальная расценка — это сумма, которую грузоотправитель должен заплатить просто за сам факт осуществления перевозки, независимо от веса груза. Пусть, например, классификационная тарифная ставка равна 15 дол. за 100 фунтов, а грузоотправителю как раз и нужно поставить 100 фунтов товара в определенное место назначения. В отсутствие минимальной ставки он заплатил бы эти самые 15 дол. Но если минимальная расценка составляет 150 дол. за перевозку партии груза, ему придется выложить эту сумму, которая предназначена для покрытия постоянных издержек, приходящихся на одну грузовую отправку.
Надбавка — это добавочная плата (наценка), предназначенная для покрытия особых расходов перевозчика. Надбавки служат для защиты перевозчиков от дополнительных издержек, не учтенных в публикуемых тарифах. Надбавка может быть выражена фиксированной денежной суммой или в виде определенного процента, либо ее вычисляют по скользящей шкале, привязанной к весу груза. Обычно перевозчики применяют надбавки в качестве компенсации резких взлетов цен на горючее. В таких случаях надбавки могут достигать 10—20% от основных тарифных ставок. Надбавки защищают перевозчика от непредвиденных расходов, не закладывая при этом дополнительное бремя «временных» издержек в долгосрочную структуру тарифов.
В США для оплаты грузовых перевозок используют разнообразные комбинации классификационных тарифных ставок, минимальных расценок, договорных тарифов и надбавок. Системы классификации грузов и тарифные сетки в сочетании образуют единый механизм ценообразования при перевозках грузов автотранспортом и по железным дорогам. Особенности каждого вида транспорта находят отражение в механизме тарификации. В случае водных перевозок величина тарифа зависит от места размещения груза при транспортировке — на палубе или в трюме. Кроме того, судно может быть зафрахтовано целиком. Специфические особенности установления тарифов присущи также воздушному и трубопроводному транспорту. Посредники, не осуществляющие перевозки собственными силами, и упаковочные фирмы тоже публикуют специальные тарифы на свои услуги.