Процесс оценки перевозчика
Здесь представлен один из возможных способов сравнительной оценки перевозчиков на основе перечисленных выше критериев, который представляет собой двухступенчатый процесс. На первом этапе каждому критерию нужно присвоить определенный «вес», или разряд, обозначающий его относительную значимость для грузоотправителя. Так, наиболее важный критерий следует отнести к разряду «1», наименее значимый — к разряду «3».
На втором этапе оценивают эффективность перевозчика по каждому критерию. В таблице использована трехбалльная шкала: «1» — высокая эффективность, «3» — низкая. При оценке эффективности перевозчика следует учитывать как количественные, так и качественные аспекты его деятельности. Умножив относительную значимость каждого критерия на эффективность перевозчика, получаем его рейтинг по каждому критерию оценки. Итоговый рейтинг (в нашем примере «23») получают сложением рейтингов по каждому критерию. При этом подходе у наилучшего перевозчика будет самое малое значение итогового рейтинга. Сравнив итоговые рейтинги разных перевозчиков, можно выбрать того, кому следует отдавать заказы и с кем нужно крепить отношения.
Возросшее предложение транспортных услуг и развитие технических и сервисных возможностей перевозчиков усложняют задачу их оценки и отбора. Если до проведения дерегулирования можно было ограничиться сопоставлением цен и набора услуг, то теперь приходится брать в расчет множество дополнительных факторов. Такой же сравнительный анализ пригоден для выбора способа транспортировки — с использованием единичного вида транспорта или их комбинации в смешанной перевозке.
Интеграция транспортных служб. В любом отчетном периоде от менеджеров транспортного отдела ждут, что они смогут обеспечить требуемый уровень сервиса, уложившись при этом в принятый бюджет. На них же лежит обязанность искать альтернативные более дешевые способы организации транспортировки, способствующие снижению общих логистических издержек фирмы. Сравнительно небольшое изменение упаковки продукта, например, может дать основание для понижения классификационного рейтинга груза. Даже если расходы на упаковку при этом возрастут, сопутствующее сокращение транспортных издержек может оказаться настолько значительным, что это с лихвой перекроет дополнительные траты. В средней типичной фирме дела поставлены таким образом, что подобные возможности так и останутся нереализованными, если транспортный отдел не возьмет на себя труд внести соответствующие предложения и добиться их принятия. Мы уже говорили, что в большинстве логистических систем транспортные расходы составляют самый крупный элемент структуры издержек. Именно величина транспортных расходов и общее значение транспорта для нормального функционирования логистической системы компании требуют, чтобы транспортный отдел играл самую активную роль в планировании бизнеса.