Оценка логистической окружающей среды
На руководителях компаний лежит ответственность за формулировку стратегий, направляющих логистический процесс. Как управление деловым предприятием в целом требует стратегической оценки относительной значимости всех возможных сфер компетентности компании, так и по отношению к конкретным операциям и рабочим процессам необходимо установить строгие приоритеты.
Собственно, именно выбор приоритетов применительно к логистике и принято называть логистической стратегией.
Логистическая стратегия представляет собой план с детальным описанием финансовых и людских ресурсов, выделенных для операций физического распределения, материально-технического обеспечения производства и закупок (снабжения). Стратегический план должен содержать формулировку оперативной политики и предусматривать такое распределение мощностей, оборудования и функциональных систем, которое обеспечивает достижение хозяйственных целей с наименьшими издержками. В логистическом плане должны быть указаны: (1) количество, типы и местоположение необходимых распределительных складов; (2) специализация каждого склада по видам продукции; (3) идеология и методы закупок; (4) способы транспортировки; (5) методы грузопереработки; (6) основные методы обработки заказов и т.п. А самое главное, стратегический план определяет организационную структуру, обеспечивающую координацию различных логистических операций.
При разработке стратегического плана важно как следует понять, какие внешние и внутренние факторы влияют на результаты деятельности компании. В нынешнем динамичном мире бизнеса неизменны только перемены. В процессе планирования необходимо внимательно следить за изменениями внешней для компании среды и тщательно оценивать их последствия. В таблице 16.1 представлены основные и, как легко заметить, весьма нестабильные факторы внешней среды, которые обязательно нужно учитывать при составлении планов. Самое главное — определить, как скажутся на планируемых логистических операциях темпы и направление изменений этих факторов. Внешние по отношению к компании силы способны ограничивать ее гибкость. К этой категории обычно причисляют следующие факторы: (1) отраслевая конкуренция; (2) региональные различия рыночного потенциала; (3) смена технологий; (4) доступность энергетических и иных материальных ресурсов; (5) структура канала распределения; (6) перспективы социально-экономического развития; (7) тенденции развития сферы услуг; (8) правила государственного регулирования. Совокупность этих внешних сил образует внешнюю логистическую среду, которая обязательно должна находить отражение в стратегических планах логистики. Для эффективного планирования логистическим менеджерам нужно разбираться в тенденциях изменения различных внешних факторов, а это требует хорошо налаженной системы сбора и оценки данных и прогнозирования направления и скорости изменений. Ниже мы вкратце рассмотрим основные факторы внешней среды и их воздействие на логистику.