Отраслевая конкуренция
Оценка отраслевой конкуренции сводится к систематическому изучению возможностей и потенциальных ограничений деятельности фирмы на отраслевом рынке с учетом таких параметров, как размер и темпы роста рынка, потенциальная прибыльность, ключевые факторы успеха, иностранная конкуренция и трудовые отношения.
Анализ конкурентных сил должен охватывать влияние и степень контроля, принадлежащие отраслевым лидерам, международную конкуренцию, остроту соперничества и вражды, влиятельность потребителей и поставщиков, ключевые сферы компетентности основных конкурентов. Для того чтобы понять, какой базовый уровень сервиса достаточен для успешной конкуренции в конкретной отрасли, следует регулярно проводить сравнительный анализ компетентности в логистике в сопоставлении с конкурентами.
Региональные различия рыночного потенциала
Структура логистических мощностей компании напрямую связана с географическим расположением ее потребителей и поставщиков. На решения о размещении логистической сети влияют плотность населения в регионах, особенности транспортной инфраструктуры и прогноз демографических изменений. По данным Бюро переписи США (U.S. Census Bureau), после 1989 г. шесть из десяти американцев живут в так называемом солнечном поясе — в южных штатах и на побережье Тихого океана, но хотя рост населения в этих регионах продолжается, в 1990-х годах его темпы замедлились по сравнению с началом 1980-х6. Бюро переписи также предсказывает перемещение рабочих мест и источников дохода из промышленных северных штатов на юг и запад страны. Однако и в штатах, образующих солнечный пояс, рост населения крайне неравномерен — иногда даже в рамках одного штата.
Все компании, даже такие разные, как Wal-Mart, McDonnald's и Southland (7-Eleven Stores), должны тщательно «взвешивать» эти региональные факторы при выборе наилучших (по рыночному потенциалу) мест для размещения своих магазинов и закусочных. Для некоторых сегментов рынка чрезвычайно важна информация о возрастной структуре, доходах и уровне образования населения. Словом, в планировании логистических операций непременно нужно учитывать демографические особенности регионов.
Смена технологий
Для логистики наиболее важны изменения в области информационных технологий, транспорта, техники грузопереработки и упаковки. О многих технологических новинках мы говорили в предыдущих главах, когда рассказывали о том, как появление компьютеров, спутниковой связи, сканирующих устройств, штрих-кодов и совместных баз данных революционизировали логистическую практику. Всякой фирме жизненно необходим поток точной и своевременной информации. Для совершенствования процессов управления в режиме реального времени и для поддержки принятия решений используются интегрированные базы данных, дающие возможность неразрывно отслеживать движение материальных ресурсов, незавершенного производства и запасов готовой продукции.
Примерами технологических новшеств в области транспортировки могут служить трейлеры с брезентовым покрытием, контейнеры для смешанных перевозок и двухъярусные контейнеры, а также новые возможности маршрутизации. С распространением роботов, средств компьютерного видеоконтроля, механизированных складов и подъемно-транспортного оборудования с компьютерным управлением произошел технический переворот в процессах грузопереработки. Среди новинок в упаковочных технологиях отметим более прочные упаковочные материалы, компактную загрузку возвратных контейнеров, поддоны усовершенствованной конструкции и множество технологий маркировки и автоматического опознавания грузов. Почему важно постоянно следить за обновлением технологий, понятно хотя бы из того факта, что еще в середине 1980-х годов большинство перечисленных выше новинок не имело коммерческого применения.