Доходы перевозчиков
Некогда железные дороги представляли собой самую протяженную транспортную сеть США, но их потеснили автомобильные магистрали, строительство которых широко развернулось после второй мировой войны.
В 1982 г. протяженность железных дорог страны составляла 165 тыс. миль, а к 1989 г. сократилась до 148 тыс. миль в результате либерализации правил ликвидации железных дорог после принятия Закона Стаггерса (Staggers Rail Act).
Значение железных дорог и до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть операционных издержек на железных дорогах невелика. Переход от паровозов к дизельным локомотивам снизил переменные затраты в расчете на милю пути, а внедрение электровозов сопряжено с еще большей экономией расходов. Новые соглашения с профсоюзами позволили уменьшить численность работников, что привело к дополнительному снижению переменных издержек.
Сравнительно недавно проявилась тенденция к специализации железнодорожных перевозок. Основную часть грузооборота дает железным дорогам вывоз минерального сырья (угля, руды и пр.) от источников добычи, расположенных вдалеке от водных путей. Соотношение постоянных и переменных издержек на железнодорожном транспорте таково, что для него по-прежнему выгодны дальние перевозки. После 1950 г. произошла сегментация рынка железнодорожных перевозок с выделением специализированных перевозок по транзитной норме (с полной загрузкой вагонов) и контейнерных перевозок. Тенденция к специализации усилилась после принятия Закона Стаггерса. Железные дороги начали с особенным вниманием относиться к нуждам предприятий тяжелой и машиностроительной промышленности. Железные дороги расширили свое участие в смешанных перевозках, создавая союзы с автотранспортными фирмами. Например, компания United Parcel Service, занимающаяся доставкой посылок, которая прежде использовала для междугородных перевозок исключительно грузовики, стала крупнейшим клиентом железнодорожных компаний, установив с ними партнерские отношения. Другим направлением развития смешанных перевозок является приобретение железными дорогами судоходных и автотранспортных компаний в полную собственность, как в случае с Union Pacific (см. выше вспомогательную рубрику), купившей фирму Overnight Express.