Водный транспорт
Водные пространства издревле использовались как транспортные пути. В начале 1800-х годов на смену парусному флоту пришли пароходы, а в 1920-х годах их, в свою очередь, вытеснили суда с дизельными двигателями. В водном транспорте принято разделение на глубоководное (океанское) судоходство и внутреннее (речное) судоходство.
В последние 40 лет речные транспортные суда, курсирующие по Великим озерам, каналам и судоходным рекам, обеспечивают 15—16% всего годового грузооборота в США11. Хотя доля речного транспорта в общем объеме грузоперевозок остается практически неизменной, структура перевозок в самом речном судоходстве существенно изменилась. Доля общего грузооборота (выраженного в тонно-милях), приходящаяся на реки и каналы, увеличилась с начала 1950-х годов от 4,9 до 13,2%, тогда как для Великих озер этот показатель снизился с 10,5 до 2,8%. Эти цифры свидетельствуют о том, что значительная часть перевозок насыпных грузов (угля, зерна и т.п.) перешла от железных дорог и автотранспорта к более дешевому речному транспорту, курсирующему по рекам и каналам.
В 1989 г. на территории США насчитывалось 25 777 миль внутриматериковых водных путей, пригодных для речного судоходства (не считая Великих озер и океанских прибрежных маршрутов)12. Таким образом, протяженность путей у речного транспорта меньше, чем у любого другого вида транспорта.
Главное преимущество водного транспорта — это способность перевозить очень крупные грузы. При этом используют два типа судов: глубоководные — для океанских просторов и Великих озер, и дизельные баржи, которые ходят по рекам и каналам. Первые нуждаются в портах с глубоководными акваториями, вторые обладают куда большей гибкостью.
По доле постоянных расходов в общих издержках водный транспорт занимает среднее место между железными дорогами и автотранспортом. Владельцам судов приходится вкладывать деньги в строительство и эксплуатацию доков, но создание самих водных трасс и поддержание их судоходности взяло на себя государство, что и позволяет водному транспорту держаться на промежуточной позиции по величине постоянных расходов. Главными недостатками водного транспорта являются ограниченные функциональные возможности и небольшая скорость операций. Причина в том, что для доставки грузов в порты и из портов приходится использовать железные дороги или грузовики за исключением тех редких случаев, когда и пункт отправления, и пункт назначения расположены на одном и том же водном пути. Водный транспорт, отличающийся, как уже сказано, большой грузоподъемностью и незначительными переменными издержками, выгоден тем грузоотправителям, для которых важны низкие транспортные тарифы, а скорость доставки имеет второстепенное значение.
Типичными грузами для перевозки по внутренним водным путям являются руды, минеральное сырье, цемент, зерно и некоторые другие сельскохозяйственные продукты. Возможности водного транспорта ограничены не только его привязкой к судоходным рекам и каналам, но и зависимостью от мощностей для погрузки-разгрузки и хранения таких насыпных грузов. Немалые проблемы создают также правила и ограничения на погрузочно-разгрузочные работы, устанавливаемые профсоюзами докеров. К тому же во многих случаях серьезную конкуренцию водному транспорту составляют железные дороги, обслуживающие параллельные маршруты.
По Великим озерам также перевозят главным образом насыпные грузы (уголь, зерно, руды). Такова же ситуация с океанскими судами, хотя они во все большем объеме осуществляют контейнерные перевозки. Контейнеризация грузов упрощает погрузочно-разгрузочные операции и тем самым расширяет возможности для организации смешанных перевозок (с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта), обеспечивая более экономичную и производительную «перевалку» грузов с одного вида транспорта на другой.