Логистика

Логистика поставок

Контрейлерные перевозки: грузовик—железная дорога

Существует несколько схем организации контрейлерных перевозок. Каждая схема определяет сторону (железная дорога или автомобильная компания), ответственную за каждый участок маршрута, а также устанавливает порядок и процедуру расчетов.

Контрейлерные перевозки.

Контрейлерные перевозки.

Различия заключаются в том, кто отвечает за оборудование, приемку и доставку груза, выставление и оплату счетов.
Схема I. Трейлер общественного автоперевозчика транспортируется по железной дороге в сопровождении одной транспортной накладной, выписываемой автомобильной компанией. Транспортировка оплачивается по тарифу обычных автодорожных перевозок. Автомобильная компания принимает груз у отправителя, доставляет на станцию железной дороги, а потом и адресату.
• Схема II. Трейлеры или контейнеры принадлежат железной дороге, которая и обеспечивает перевалку в пунктах отправления и назначения. Используется единая транспортная накладная.
• Схема II '/4. Железная дорога предоставляет трейлер и открытую железнодорожную платформу, обеспечивает перевозку и берет на себя погрузочно-разгрузочные работы либо в пункте отправления, либо в пункте назначения.
• Схема II '/2- Та же, что и в предыдущем случае, только доставку груза на станцию железной дороги, а потом адресату осуществляет грузоотправитель.
t Схема III. Железная дорога только перевозит груз, а трейлер предоставляет либо отправитель, либо получатель груза. Та же сторона осуществляет перевалку. Обычно устанавливают единый тариф на перевозку одного трейлера.
• Схема IV. Грузоотправитель или экспедитор предоставляет железнодорожную платформу, уже загруженную трейлером, которыми он владеет на правах собственности или аренды. Железная дорога обеспечивает только транспортировку и берет плату за провоз пустых или груженных платформ.
• Схема V. Устанавливается смешанный тариф. Любая из сторон может предъявлять к оплате счета-фактуры за свой участок пути.
Контрейлерные перевозки крайне упрощают кооперацию железнодорожного и автомобильного транспорта (в частности, передачу грузов), но сопряжены с рядом технических проблем. Трейлеры с колесами, размещенные на железнодорожной платформе, создают сопротивление воздушным потокам, могут вызвать перегрузку состава и его повреждение. С другой стороны, передвижные контейнеры (трейлеры) легко перегружаются на средства водного транспорта, что, разумеется, расширяет возможности организации смешанных перевозок.
Еще одно техническое решение, облегчающее кооперацию железных дорог и автомобильного транспорта, — это передвижной трактрейлер (грузовой прицеп), снабженный сменными шасси: либо автомобильными колесами, либо стальными рельсовыми шасси. В первом варианте мы получаем автодорожный трейлер, во втором — своего рода товарный вагон железнодорожного состава. Статистика свидетельствует, что транспортные расходы в трактрейлерных перевозках снижаются вдвое по сравнению с транспортировкой только автотранспортом18. Это техническое решение позволяет обойтись без дорогостоящего погрузочно-разгрузочного оборудования при перевалке груза с одного вида транспорта на другой.

Ключевые слова: , , ,