Железные дороги
Президент Картер провел дерегулирование железнодорожного транспорта, подписав 14 октября 1980 г. Закон Стаггерса о железных дорогах (Закон 96-488). Этот закон продолжил тенденцию, намеченную Законами 3-R и 4-R и дополненную в 1976 г.
Законом о модернизации железнодорожного транспорта. Предшествующая политика регулирования была активно направлена на возрождение сильного железнодорожного транспорта, и Закон Стаггерса о железных дорогах усиливал эту тенденцию. Главная идея Закона Стаггерса заключалась в том, чтобы предоставить руководству железных дорог свободу действий, необходимую для возрождения отрасли. В силу этого основное положение закона провозглашало дальнейшую либерализацию процесса ценообразования, начатую еще Законом 4-R. Концепция зон ценовой гибкости была расширена, и железные дороги получили возможность изменять любые тарифы в рамках узаконенного процентного коридора в соответствии с изменением уровня издержек. Важная черта нового положения состояла в том, что у железных дорог появилась возможность снижать цены из соображений конкуренции и повышать их для покрытия растущих эксплуатационных издержек. Кроме того, у перевозчиков стало больше свободы в установлении и отмене надбавок к ценам, определении минимальных тарифов, а также в общем повышении тарифов. Было легализовано право отдельных грузоотправителей и перевозчиков договариваться о контрактных ценах за транспортировку.
Руководство железных дорог обрело не только более гибкую систему ценообразования, но и право на отказ от предоставления невыгодных услуг. Это право было подкреплено упрощением процедуры утверждения такого рода решений. Закон также либерализовал правила слияния железных дорог и расширил их возможности оказывать услуги с привлечением автомобильного транспорта.
Закон Стаггерса, так же как Закон МС-80, поставил серьезные вопросы о будущей роли тарифных комитетов. Закон запретил железным дорогам совместное обсуждение и голосование по поводу линейных тарифов и существенно изменил практику установления совместных тарифов.
Закон Стаггерса оказал заметное влияние на структуру и жизнеспособность железнодорожного транспорта. По словам одного из ведущих администраторов отрасли, сказанных им еще до дерегулирования, отрасль отвратительно обслуживала клиентов, используя для этого отвратительное оборудование14. Все железные дороги выглядели почти как близнецы. Тарифы устанавливали по взаимному согласию, ориентируясь при этом на массовые грузы, такие как сталь или зерно, и мало реагируя на требования рынка. Дерегулирование создало условия для быстрой корректировки цен и переориентации подвижного состава на определенные рынки, для «подгонки» цен и услуг к потребностям конкретных заказчиков, для выработки договорных и стимулирующих тарифов, для ликвидации неприбыльных маршрутов и обновления структуры управления железными дорогами. Благодаря этой свободе действий протяженность действующих железных дорог сократилась с 179 тыс. миль в 1980 г. до 148 069 миль в 1989 г.15 Число главных железных дорог первого класса в результате консолидации также уменьшилось с 45 в 1979 г.16 до 13 в 1991 г.17 Зато появилось много новых железных дорог местного значения, на маршрутах, заброшенных крупными железными дорогами. Как правило, эти новые компании не охвачены профсоюзами и обладают большей гибкостью.