Текущие проблемы регулирования
Быстро проведенное дерегулирование транспорта вызвало к жизни ряд экономических вопросов. Нормальный законодательный процесс предоставляет всем заинтересованным сторонам достаточно времени, чтобы всесторонне рассмотреть законопроект и устранить возможные недостатки.
Закон МС-80 был принят с такой быстротой, что эксперты просто не успели выявить некоторые проблемы. Речь идет о следующих вопросах: коллективное установление тарифов и иммунитет от антитрестовского законодательства, определение условий контрактов, будущий статус КТМШ, негласные скидки с тарифов, заниженные тарифы и правила перевозки опасных веществ. Рассмотрим каждый из них по отдельности.
Коллективное установление тарифов и иммунитет от антитрестовского законодательства
До проведения дерегулирования перевозчики собирались в тарифных комитетах, чтобы совместно определять ставки транспортных тарифов, подлежащих опубликованию. После дерегулирования автотранспортные и железнодорожные компании получили большую свободу в установлении и корректировке цен, так что ценовой паритет в регулируемой транспортной отрасли перестал существовать.
В 1948 г. тарифные комитеты получили от Конгресса иммунитет от антитрестовского законодательства. Типичный тарифный комитет представляет собой организацию, построенную по региональному принципу и существующую на взносы своих членов — автоперевозчиков. В настоящее время на территории США действуют свыше 80 тарифных комитетов, хотя наибольшей влиятельностью обладают семь крупнейших. Тарифные комитеты долгое время играли важную роль в отрасли автоперевозок, но в последние годы их позиции заметно ослабли из-за того, что многие крупные перевозчики с неполной транзитной нормой перестали принимать участие в их деятельности и принялись самостоятельно устанавливать и публиковать тарифы и сами заключать контракты с грузоотправителями.
Поскольку значительная часть перевозчиков перестала считаться с тарифными комитетами, их будущее оказалось под угрозой. В ответ многие комитеты стали подыскивать себе других стратегических клиентов. Все большую часть доходов они получают теперь от малых и средних перевозчиков, для которых они собирают статистические данные и проводят анализ тарифов, то есть выполняют те функции, которыми небольшим транспортным компаниям самим заниматься невыгодно. Некоторые комитеты осваивают и вовсе новые для себя сферы деятельности. Они берутся за финансовый анализ и исследование рынков, но даже такое расширение крута оказываемых услуг не гарантирует тарифным комитетам выживание28.