Логистика

Логистика поставок

Транспортировка: функции и принципы

Транспортировка — один из самых наглядных элементов логистических операций. Мы привыкли наблюдать колонны грузовиков и товарные составы, перевозящие грузы или стоящие под погрузкой возле складов или распределительных центров.

Транспортировка - функции.

Транспортировка - функции.

Но для глубокого понимания роли транспортировки в логистике этого общего представления недостаточно. В этом разделе мы рассмотрим функции транспортировки и основополагающие организационные принципы этого вида деятельности.
Две главные функции транспортировки таковы: перемещение грузов и их хранение. Остановимся вкратце на каждой из них.
Перемещение грузов. Любой груз — сырье и материалы, сборочные детали и компоненты, незавершенная и готовая продукция — должен быть доставлен к месту дальнейшей переработки или конечного потребления. Основная функция транспортировки заключается в перемещении грузов по стоимостной цепочке. Поскольку при перемещении грузов расходуются время, деньги и экологические ресурсы, важно, чтобы этот процесс был экономически оправдан, то есть вносил реальный вклад в создание стоимости.
Время представляет собой важный ресурс, потому что в процессе транспортировки продукты — которые в этом случае называются запасами в пути — недоступны для использования. Запасы в пути приобретают все большее значение по мере внедрения разнообразных логистических стратегий, подобных системе «точно-в-срок» или стратегии «быстрого реагирования», сокращающих производственные и складские запасы.
Транспортировка требует и финансовых ресурсов — в форме внутренних расходов для перевозки грузов собственным подвижным составом и внешних расходов для использования с этой целью коммерческого или общественного транспорта. В состав транспортных расходов входят затраты на оплату труда водителей и на эксплуатацию подвижного состава, а также некоторая часть общих и накладных расходов. Кроме того, нужно учитывать издержки, связанные с повреждением или потерей перевозимых грузов.
Транспортировка поглощает также экологические ресурсы — и непосредственно, и косвенным образом. Прежде всего транспортная отрасль является крупнейшим потребителем энергетических ресурсов (в частности, газо- и нефтепродуктов) в национальном хозяйстве США. На транспорт приходится примерно 67% всей потребляемой в США нефти1. Со временем энергоемкость перевозок сокращается благодаря использованию более экономичных двигателей и рационализации транспортировки, но при этом в силу глобализации хозяйственных операций и удлинения маршрутов грузоперевозок потребление энергии в транспорте и впредь останется на высоком уровне. Косвенные экологические издержки транспортировки связаны с шумовым эффектом, загрязнением воздуха и транспортными пробками. Хотя в последние годы транспортники все в большей степени возмещают ущерб для окружающей среды «реальными долларами», эти платежи далеко не покрывают все экологические издержки.
Главная цель транспортировки заключается в том, чтобы доставить продукт в место назначения как можно быстрее, дешевле и с наименьшим ущербом для окружающей среды. Нужно также свести к минимуму потери и порчу транспортируемых грузов. Одновременно следует выполнять требования заказчиков к своевременности доставки и к предоставлению информации о грузах в пути.

Ключевые слова: , , , , ,