Зашита от повреждений
Главная функция промышленной упаковки — защита продукции от повреждений и от воровства в процессе хранения и транспортировки. Для достижения этих целей нужно подобрать упаковку, соответствующую характеристикам продукта, и найти правильное сочетание материала и конструкции упаковки. Определяющий вопрос при этом — требуемая степень защиты продукции.
Как уже было отмечено, абсолютно надежная защита — это в большинстве случаев слишком дорогое удовольствие. Главными факторами являются ценность (стоимость) и прочность продукта: чем дороже продукт, тем больше смысла пытаться обеспечить его защиту, близкую к абсолютной. Но если дорогостоящий продукт непрочен, то и издержки абсолютной защиты тоже будут очень велики.
Надежность упаковки определяется тем, каким воздействиям внешней среды она подвергается в процессе хранения и транспортировки. Для проверки стойкости упакованной продукции к повреждениям применяют вибростенды и другое оборудование испытания противоударных свойств. По результатам проверки подбирают упаковку, способную в нужной степени отражать силовые воздействия в ходе хранения и транспортировки. Если стоимость защитной упаковки оказывается чрезмерно высокой, на том же оборудовании можно испытать другую конструкцию. В конце концов точно определяются нормативные требования к защитным свойствам упаковки. Рассмотрим, от какого рода повреждающих факторов приходится защищать продукцию.
Физическая окружающая среда
Физическая окружающая среда продукта — это та логистическая система, в которой он находится. При этом как логистическая система (среда) несет в себе угрозу повреждающего воздействия на продукт, так и сам продукт представляет определенную опасность для физического окружения.
Сначала рассмотрим повреждения упаковки, которые могут возникнуть в ходе грузопереработки, хранения и транспортировки. Если компания пользуется собственным транспортом, доставка продуктов к месту назначения происходит в относительно контролируемых условиях. Но при использовании общественных перевозчиков продукт попадает в неконтролируемую среду. В подобных обстоятельствах отправка может пройти через один или несколько перевалочных терминалов, ее могут перегружать с одного транспортного средства на другое. Чем в меньшей степени компания способна контролировать физическую среду продукта (транспортировку, грузопереработку, складирование), тем выше требования к надежности упаковки. Таким образом, логистическая окружающая среда воздействует на принятие решений по поводу конструкции упаковки.
В логистическом процессе нередко возникают ситуации, чреватые повреждением продукта. Четыре наиболее типичных повреждающих фактора таковы: вибрация, чрезмерное давление, удар, прокол. В ходе транспортировки или грузопереработки продукт порой испытывает все эти воздействия одновременно. Продукт может получить повреждение и в процессе хранения, если, например, обрушится штабель упаковок. При этом степень ущерба может простираться от простого поверхностного повреждения продукта до его полного разрушения и утраты формы.
Типичные методы защиты груза при транспортировке — использование строп, ремней и амортизирующих подкладок, которые смягчают воздействие вибрации, ударов и предотвращают произвольное смещение упаковок на борту транспортного средства. Помимо этого следует как можно плотнее загружать трейлер или вагон — это самый надежный способ избежать перетряски упаковок в пути. Правильные методы погрузки и крепления позволяют снизить требования к защитным свойствам упаковки.
Как мы уже говорили, надежность упаковки, в свою очередь, влияет на организацию логистической системы. Отличным примером является практика распределения системных компьютерных блоков. Поскольку это дорогостоящие и очень уязвимые продукты, для их транспортировки в обычных условиях потребовались бы очень крупные инвестиции в защитную упаковку. Поэтому для транспортировки компьютеров обычно привлекают специализированных перевозчиков мебели. Их машины и приемы защиты грузов во время погрузки и транспортировки в наибольшей мере способствуют сохранности хрупких изделий. При этом транспортные расходы оказываются более высокими, но зато снижаются требования к защитной упаковке.