Эффективность/полезность упаковки в грузопереработке
Полезность упаковки определяется ее влиянием на эффективность и производительность логистической деятельности. От полезности, или технологичности, упаковки зависят показатели производительности всех логистических операций — от продуктивности загрузки подвижного состава и подборки заказов на складе до коэффициента использования складского пространства и грузовместимости транспортных средств.
Производительность логистики равна отношению результата логистической операции (например, загрузки трейлера) к исходным ресурсам (время работы оператора вилочного погрузчика). Ббльшая часть усилий по повышению производительности логистики направлена на интенсификацию труда. Но тот же результат может обеспечить и оптимизация упаковки. Почти во всех случаях логистическая производительность может быть измерена числом упаковок — в течение часа загруженных в трейлер, отобранных на складе для комплектования заказа и т.п. Эффективность упаковки в грузопереработке зависит от характеристик продукта, свойств укрупненной грузовой единицы и от информационных характеристик самой упаковки. Рассмотрим эти факторы более подробно.
Характеристики продукта
Повышению производительности логистических операций способствует такая упаковка продукта, которая обеспечивает определенную конфигурацию и стандартный размер заказа. Например, уменьшение габаритов упаковки зачастую позволяет лучше использовать складское пространство или грузовместимость транспортного средства. Это достигается, в частности, за счет транспортировки и хранения продукта в концентрированном виде (например, концентрата для апельсинового сока или прессованного волокна) либо в разобранном виде с минимальным употреблением смягчающих силовые воздействия прокладок. В большинстве случаев нужду в амортизирующих материалах (типа пенопласта) можно свести к минимуму простым уменьшением размера картонной тары. Так, шведская компания IKEA, ведущая розничную торговлю комплектами деталей для сборки мебели, придает настолько важное значение сокращению объема и увеличению плотности перевозимых грузов, что при транспортировке диванных подушек, например, применяет вакуумную упаковку. Благодаря такой стратегии упаковки, обеспечивающей максимальную экономию грузовместимости транспортных средств, компания умудряется успешно конкурировать на американском рынке даже несмотря на то, что в США у нее нет своих производств и всю мебель она завозит из Швеции. Некоторые эксперты полагают, что будущее индустрии упаковки именно за увеличением компактности тары, и предсказывают дальнейшее сокращение объема перевозимых грузов в целом на 50%, что позволит вдвое повысить эффективность транспортировки1.
Компактность упаковки особенно важна для легких и малогабаритных товаров (таких как садовая мебель), которые «загружают» транспорт намного ниже его грузоподъемности. С другой стороны, продукты с большим удельным весом (скажем, жидкость в стеклянной таре) «исчерпывают» грузоподъемность транспорта, когда значительная часть объема транспортного средства еще не заполнена.