Принципы построения систем
Можно сформулировать несколько принципов построения систем. Во-первых, важнейшим критерием и целью является высокая работоспособность системы в целом. Существование каждого компонента оправдано только в той мере, в какой он обеспечивает эффективную работу всей системы.
В нашем примере со стереосистемой это означает, что если превосходное качество звучания достигается при использовании двух динамиков, их должно быть именно два, а не больше. Дальнейшее увеличение числа динамиков не оправданно, поскольку не приведет к повышению качества системы в целом. Во-вторых, нет смысла стремиться к всестороннему совершенствованию, или оптимизации, каждого отдельного компонента системы. Важно добиться интеграции их функций в рамках системы. Транзисторы, скажем, находятся внутри стереосистемы. Их никто не видит, и нет нужды заботиться об их эстетическом совершенстве. Расходуя время и деньги на придание им модного дизайна, мы не повысим качество системы. В-третьих, существует функциональная взаимозависимость между компонентами, способная увеличить или понизить эффективность совместной работы. Предположим, к примеру, что добавление в стереосистему еще одного транзистора позволяет использовать низкокачественный усилитель. В этом случае расходы на установку дополнительного транзистора будут оправданы экономией на цене усилителя. Наконец, соединенные в единую систему компоненты способны принести плоды, недостижимые без такого соединения. В этом и есть суть синергии, или преимуществ от совместной деятельности. Например, технически стереосистема вполне может работать без динамиков, только звука при этом не будет.
Таковы основные логически последовательные принципы системного подхода. Из них следует, что интегрированная логистическая система способна обеспечивать лучшие результаты, чем система, в которой отсутствует межфункциональная координация. Впрочем, при всей логичности и бесспорности этого вывода добиться эффективной интеграции логистической системы совсем не просто.
Как уже было отмечено, определенные функции в логистике традиционно выполнялись независимо друг от друга. Скажем, транспортировкой и складированием занимались отдельные организационные подразделения, которые почти никак не были взаимосвязаны. В сфере транспортировки и в складском хозяйстве нередко ставились взаимно противоречащие управленческие цели. Например, транспортникам выгодна максимальная загрузка транспортных средств и консолидация отправок, но это ведет к увеличению средних запасов. С другой стороны, ради финансовой экономии нужно сокращать среднюю величину складских запасов для повышения оборачиваемости активов. Оптимальное функционирование интегрированной системы требует какого-то промежуточного варианта. Стремление к наивысшей эффективности в отдельной функциональной области может стать серьезной помехой для повышения общей эффективности системы. В конечном итоге не имеет значения, сколько фирма расходует, скажем, на транспортировку, если при этом логистическая система в целом выполняет поставленные перед ней задачи с минимальными общими издержками.