Доступность энергоресурсов
Можно смело прогнозировать, что зависимость логистики от минерального топлива сохранится и в XXI в. Эта устойчивая зависимость требует от руководителей фирм понимания тенденций политического развития и постоянного поиска альтернативных источников энергии на случай нехватки традиционных ресурсов.
Фирмы должны постоянно отслеживать свою потребность в ресурсах и оценивать возможные альтернативы. Альтернативные источники энергии могут потребоваться в том случае, когда под воздействием внешних факторов в экономике возникает дефицит основных ресурсов, вызывающий рост цен на них либо ограничивающий их потребление. В последнее время все шире проводятся эксперименты с переводом грузового автотранспорта на альтернативные виды топлива7. В 1991 г. по инициативе правительства США корпорации General Motors, Ford и Chrysler приступили к совместному эксперименту по созданию автомобилей с питанием от электроаккумуляторов. Планируется, что такие электромобили поступят в продажу уже в 2000 г. Еще одним свидетельством начавшегося перехода к альтернативным источникам энергии служит принятие в 1988 г. Закона об альтернативных видах автомобильного топлива (Alternative Motor Fuels Act), а также поправок к Закону об информации и экономии издержек в автомобильном транспорте (Motor Vehicle Information and Cost Savings Act). В этих законодательных актах содержатся прямые стимулы к проведению исследований по использованию в качестве моторного топлива метилового и этилового спиртов, а также сжиженного природного газа8. При составлении стратегических планов логистики нужно заранее предусматривать альтернативные возможности смены источников энергоресурсов в случае необходимости. И тогда, если изменение хозяйственной ситуации сделает переход на другой источник энергии экономически целесообразным или просто неизбежным, такой поворот событий не застанет компанию врасплох, и ей не придется панически метаться в поисках выхода.
Структура канала распределения
Логистическая стратегия отчасти определяется структурой канала распределения. Все компании независимо от их размеров осуществляют логистические операции в рамках определенного круга деловых отношений. Как отмечалось в главе 4, всякую цепочку поставок образуют хозяйственные связи между предприятиями, продающими и покупающими товары и услуги9. Фирмам следует планировать политику приспособления к изменениям структуры канала распределения. Во многих случаях менеджеры должны сами стимулировать такие изменения, если это обещает повысить эффективность логистической деятельности. Например, повсеместно распространившаяся тенденция к сокращению числа поставщиков материальных ресурсов со всей очевидностью указывает на всеобщее стремление получать более качественные продукты и услуги на более удобных и выгодных условиях10.