Стратегическое планирование логистики
Стратегическое планирование логистики должно быть организовано таким образом, чтобы загодя учитывать изменения внешней среды. Если в рамках единичного планового периода большинство внешних факторов остаются сравнительно стабильными, то в длительной перспективе экономические и правовые изменения могут поставить компанию в трудное положение.
Работа в конкурентной среде требует от фирм постоянной модернизации своих стратегий; без этого невозможно не только движение вперед, но даже и просто сохранение прежних позиций. Обычно конкурентное преимущество принадлежит компании, которая умеет лучше других привлекать и удерживать своих клиентов. Но это преимущество быстро рассыплется прахом, если конкуренты смогут найти более верное и надежное средство «привязать к себе» потребителей.
В качестве элементарного условия выживания любая компания должна добиться того, чтобы все ее структуры функционировали как единый организм. Эта идея всемерной интеграции отражена на рисунке 16.3. Только в том случае, если каждое подразделение компании вносит свой вклад в общие усилия, его деятельность можно считать экономически оправданной.
Подход к деловому предприятию как к интегрированной системе, подчиненной достижению общих плановых целей, облегчает приспособление к конкурентной среде. Фирмы, достигшие превосходной компетентности в логистике, имеют трудновоспроизводимые конкурентные преимущества по соотношению издержек и уровня сервиса.
Патрик Каррико затарился Мальборо под завязку, благодарствуйте. Его компания оптовой торговли Master Distributors Inc. (Саут-Бенд, шт. Индиана), закупила в конце прошлого года столько сигарет, что ей не пришлось ничего заказывать аж до конца февраля. Обычно-то компания пополняет запасы каждые 10 дней. Но на этот раз объем избыточных запасов в конце марта еще превышал 1 млн дол. — хватит до конца апреля.
Теперь уже каждый знает, как дешевые сигареты ворвались в город, прицелились в ковбоя Мальборо и врезали ему между глаз. Первый залп, перевернувший рынок престижных сигарет, дала компания Philip Morris, заявив в начале этого месяца, что для стимулирования сбыта срезает цены на самую популярную марку и готова к потере 2 млрд дол. прибыли. 13 апреля отреагировал другой соперник — фирма RJR Nabisco Inc., отменившая выплату дивидендов по новым акциям в размере 0,32 дол.
Но это еще не вся сага о павшем ковбое. Некоторые торговцы и аналитики обвиняют компанию Marlboro в том, что она с помощью скидок слишком активно проталкивает товар в каналы сбыта ради краткосрочного повышения доходов. В результате, по оценкам Гари Блэка, аналитика табачного рынка из компании Sanford C.Bernstein & Company, у многих крупных оптовиков, торгующих сигаретами, образовались избыточные запасы на сумму от 200 до 300 млн дол. Некоторые отраслевые специалисты утверждают, что уровень затоваривания еще выше. Неожиданно большие скидки, по мнению Блэка, — это явная попытка компании восстановить доминирующее положение на рынке. Но некоторые наблюдатели подозревают, что эти скидки служат также для прикрытия убытков, понесенных Philip Morris из-за серьезных просчетов в оценках спроса и предложения.