Логистика в реальном времени
Доступность дешевой информации породила ситуацию, которую обычно называют конкуренцией в реальном времени. Менеджеры постепенно приобретают навыки в применении информационных технологий для ускорения и повышения точности логистических операций.
В частности, логистические менеджеры учатся использовать информационный обмен для увеличения точности прогнозов и для ослабления зависимости от прогнозных схем размещения запасов. Информация превратилась в столь важный ресурс благодаря тому, что у менеджеров появилась теперь техническая возможность получать более достоверные и оперативные данные о продажах, а значит — и более совершенный инструмент управления и контроля. Более своевременная и полная информация дает то преимущество, что сокращается традиционная потребность логистической системы в страховых запасах.
Ценность времени достаточно очевидна. Фирмы стремятся ускорить выполнение логистических операций, чтобы уменьшить величину финансовых ресурсов, необходимых для поддержки хозяйственной деятельности. Цель заключается в том, чтобы ускорить оборачиваемость запасов, а для этого нужно максимально уплотнить время от получения заказа до поставки заказанного потребителю. Сокращение объема запасов оказывается возможным благодаря тому, что современные информационные технологии сводят к абсолютному минимуму неопределенность, связанную с погрешностью прогнозов и ошибками при доставке заказов. При сложившейся практике предоставления скидок и выставления счетов фирмы имеют возможность продавать товары еще до того, как к ним перейдет законное право собственности на эти товары, и тем не менее пользоваться соответствующими скидками. Допустим, условия продажи предусматривают 2%-ную скидку при оплате счета в течение 10 дней. Стало быть, если выставлен счет на 1000 дол., то оплата его в течение 10 дней автоматически влечет за собой скидку в размере 20 дол., а значит, на самом деле за товар придется уплатить только 980 дол. Если фирма-покупатель получает товар в первый день месяца и оплачивает его до десятого числа, ей предоставляется такая скидка. Если же при этом она ухитрится до десятого числа продать тот же товар за наличные, то мало того, что ей не придется ничего тратить на хранение запаса, но к тому же в течение нескольких дней до оплаты своей покупки она даже заработает некоторый процент на вложенные деньги. В запасоемких сделках с быстрой оборачиваемостью запасов денежный выигрыш от таких скидок и процентов может оказаться очень существенным. Из истории с торговлей сигаретами, которая описана выше во вспомогательной рубрике, легко увидеть, как за счет управления в реальном времени компании могли бы значительно сократить свои инвестиции в запасы. Схемы пополнения запасов, ориентированные на запросы потребителей, создают добавленную стоимость и уменьшают издержки.
Логистика в реальном времени опирается на две концепции, содействующие своевременной деятельности и снижению общих издержек: отсрочку операций и консолидацию отправок. Ниже мы подробно рассмотрим обе концепции, а также сопоставим логистику, работающую в ответ на возникший спрос (то есть в реальном времени), с логистикой, работающей в ожидании спроса. Для успешного функционирования логистических систем в режиме реального времени нужно, чтобы менеджеры и покупающей, и продающей организаций хорошо понимали, какие возможности наращивания производительности логистики таят в себе отсрочка операций и консолидация отправок.