Логистика

Логистика поставок

Виды запасов и их характеристики

Содержание запасов дело рискованное, потому что они омертвляют капитал и могут со временем стать негодными для реализации. Прежде всего, деньги, вложенные в запасы, нельзя использовать для приобретения других активов или товаров, способных повысить эффективность предприятия.

Виды запасов.

Виды запасов.

Если же в запасы инвестируются не собственные, а заемные средства, то это увеличивает процентные расходы предприятия. Риск второго типа связан с тем, что хранящаяся продукция может быть разворована или придет в негодность. В сочетании со значительным объемом вложений в запасы эти факторы составляют существенную часть риска для любого делового предприятия. Важно понять, что характер и степень риска зависят от положения фирмы в канале распределения.
Производство. Запасы являются источником долговременного риска для производственных компаний. Их запасы включают в себя сырье и детали, незавершенную и готовую продукцию. Прежде чем готовая продукция оказывается проданной, ее нередко приходится перемещать на распределительные склады, расположенные рядом с предприятиями оптовой и розничной торговли. Производственные компании, как правило, имеют дело с более узким ассортиментом продукции, чем оптовые и розничные торговцы, но их потребность в запасах более настоятельна и продолжительна по времени.
Оптовая торговля. Для оптовиков характерен более узкий диапазон рисков, чем для розничных торговцев, но их риски глубже и более продолжительны. Оптовики закупают у производителей крупные партии товаров, а продают их розничной торговле мелкими партиями. Экономическая роль оптовиков — снабжать розничных торговцев специально подобранным ассортиментом продукции разных производителей и небольшими партиями. Если продукция имеет сезонный характер, оптовику приходится формировать запасы задолго до их продажи, что увеличивает глубину и длительность риска.
Одна из главных опасностей для оптовой торговли заключается в расширении ассортимента продукции до масштабов, свойственных розничной, при том, что глубина и длительность рисков не уменьшаются. Например, в 80-е годы оптовики, торгующие пищевыми продуктами и инструментами, попали в трудную ситуацию. В результате расширения состава их продукции диапазон рисков, связанных с запасами, сильно возрос. К тому же их клиенты из сферы розничной торговли «помогли» им увеличить глубину и длительность рисков, резко сократив собственные запасы. Именно давление расширяющегося ассортимента продукции — в большей степени, чем любой другой фактор, — стало причиной уменьшения числа оптовиков общего профиля, место которых все в большей степени занимают специализированные предприятия оптовой торговли.

Ключевые слова: ,