Средние запасы
Средние запасы включают в себя сырье и материалы, детали и компоненты, незавершенную и готовую продукцию, которые обычно хранятся на разных объектах логистической инфраструктуры. С точки зрения политики управления запасами подходящий уровень запасов следует определять для каждого такого объекта.
В состав средних запасов входят запасы текущие (или базовые), запасы страховые и запасы в пути.
Текущие запасы. Текущие запасы, или базовые резервы, — это та часть среднего запаса, которая подлежит регулярному пополнению. В начале функционального цикла величина запасов максимальна. Ежедневные заказы «истощают» запасы, пока их уровень не достигнет нуля. Но прежде чем это произойдет необходимо подать заказ на пополнение запасов, чтобы они успели прибыть, пока склады не опустели вовсе. Заказ на пополнение запасов следует отсылать, когда их объем превышает (или по крайней мере равен) потребности клиентов в рамках конкретного функционального цикла. Количество грузов, заказываемых для пополнения запасов, называют размером заказа. Средний объем запасов, возникающий в результате их пополнения, и называют базовым резервом, или текущим запасом. Средние текущие запасы составляют половину размера заказа.
Страховые запасы. Второй элемент среднего запаса — это страховые, или буферные, запасы, поддерживаемые для защиты от неопределенности. Страховые запасы пускают в ход только в конце цикла пополнения запасов, когда неопределенность предстает в виде повышенного (против планового уровня) спроса или более продолжительного, чем ожидалось, функционального цикла. Основное назначение страховых запасов в том, чтобы покрывать потребности, вызванные краткосрочными колебаниями снабжения или спроса. С учетом этой части запасов средние запасы можно выразить как сумму половины размера заказа и страховых запасов.
Запасы в пути. Особый интерес представляют запасы в пути, то есть запасы, которые уже отправлены или ожидают транспортировки. Это необходимый элемент пополнения запасов. С точки зрения управления запасы в пути являются источником двух сложных обстоятельств в логистической цепочке. Во-первых, запасы в пути представляют собой реальные активы, которые должны быть оплачены, хотя они пока недоступны для использования. Во-вторых, с запасами в пути связана некоторая неопределенность, поскольку обычно транспортники практически не в состоянии точно установить, где в конкретный момент времени находится транспортное средство с грузом и когда оно прибудет к месту назначения. Хотя спутниковая связь отчасти решила проблему неопределенности, транспортникам такая информация по-прежнему мало доступна. Распространение практики заказывать поставки чаще и небольшими партиями, а также стратегии «точно-в-срок» привело к тому, что запасы в пути сейчас составляют большую долю суммарных запасов, чем прежде. Поэтому менеджеры уделяют сегодня серьезное внимание задаче сокращения объема запасов в пути и сопутствующей неопределенности.
В зависимости от условий закупок компании могут быть, а могут не быть законными собственниками запасов в пути. Такие запасы не принадлежат получателю, если права собственности передаются только в пункте назначения. И они являются собственностью получателя, когда права собственности передаются в пункте отправления. Если права собственности передаются в пункте отправления, запасы в пути следует считать частью средних запасов.