Транспортные тарифы
Вторым объектом экономического регулирования являются транспортные тарифы, в частности их установление, изменение, тарифные субсидии и фактические тарифные ставки. Встречаются разные виды транспортных тарифов.
Линейный тариф — это цена доставки груза одним перевозчиком по всему маршруту от места отправления до места назначения. Совместный тариф — это цена транспортировки груза из пункта отправления в пункт назначения, в которой участвуют несколько скооперировавшихся перевозчиков. В большинстве отраслей совместное установление цен рассматривается как незаконный сговор, но в транспорте эта практика разрешена и даже поощрялась. До 1980 г., когда регулирование транспорта было очень жестким, перевозчикам было разрешено договариваться как о совместных, так и о линейных тарифах. Когда речь идет о совместных тарифах, каждый перевозчик должен определить свои издержки, долю накладных расходов на данный маршрут и приемлемую прибыль, а затем совместный тариф предъявляется клиенту. После дерегулирования на межштатных маршрутах коллективное установление тарифов запрещено.
Существуют законные процедуры изменения (повышения или снижения) транспортных тарифов. В большинстве отраслей фирмы вправе свободно менять цены, и ограничивает их только давление конкуренции. До проведения дерегулирования перевозчикам приходилось доказывать необходимость изменения тарифов в Комиссии по торговле между штатами. Для обоснования такой необходимости в повышении (или понижении) цены своих услуг они должны были продемонстрировать, что их издержки возросли (или снизились). Временное изменение тарифов в ответ на повышение цен на топливо допускалось в форме надбавки к тарифной ставке. После дерегулирования перевозчики получили право без всяких обоснований ежегодно менять тарифы в определенных пределах (обычно на 7—15%). В настоящее время перевозчики, работающие на межштатных маршрутах, могут свободно изменять тарифы.
Тарифные субсидии — это практика поддержки (субсидирования) одних маршрутов перевозчика за счет повышенных тарифов на других. Утверждают, что высокие издержки, связанные с обслуживанием малых рынков, субсидируются за счет поступлений от обслуживания крупных рынков, где уровень издержек относительно ниже. Точно так же утверждают, что сравнительно защищенные тарифы общественных перевозчиков субсидируют более конкурентные тарифы контрактных перевозчиков, когда компания имеет лицензию на работу в обоих рыночных сегментах. Возникновение субсидий связано с желанием правительства способствовать развитию определенных сегментов рынка. Кроме того, государство участвует в субсидировании транспорта в форме инвестиций в строительство и техническое обслуживание магистралей. Последние полстолетия это вызывает нарекания со стороны представителей железных дорог. Они жалуются, в частности, на то, что государство помогает автоперевозчикам, поскольку именно государство строит и поддерживает в рабочем состоянии сеть автодорог, тогда как железным дорогам приходится самим и за свой счет прокладывать пути, заниматься их техническим обслуживанием да еще и платить налоги. Утверждают также, что государственные программы строительства каналов, портов, аэропортов есть форма субсидирования водного и воздушного транспорта.
Фактическая тарифная ставка — это действительная цена, которую платит за перевозку груза отправитель или получатель. До проведения дерегулирования фактические тарифные ставки подлежали регистрации в КТМШ, и только эту цену можно было вписывать в счет клиенту. К тому же были запрещены скидки. После дерегулирования перевозчики получили право предоставлять скидки с зарегистрированных тарифных ставок.