Логистика

Логистика поставок

Основы экономики транспорта и ценообразование

В последней главе, посвященной транспорту, мы рассмотрим экономические основы этой отрасли и специфику ценообразования в ней. Здесь мы познакомимся с теоретическими и практическими аспектами экономики транспорта.

Экономика транспорта.

Экономика транспорта.

В теоретической части мы сопоставим два метода ценообразования — на основе издержек (себестоимости транспортных услуг) и на основе создаваемой стоимости (ценности услуг для потребителей). Что касается практических аспектов, то тут мы особо остановимся на структуре издержек, фактической тарифной политике, специальных тарифах и услугах. Потом речь пойдет о задачах управления транспортировкой (в том числе об обязанностях транспортных отделов компаний), транспортной документации и оценке качества перевозчиков. В общем, глава 12 дает целостную картину управления транспортировкой в современных хозяйственных условиях.
Основы экономики транспорта и ценообразование
Ниже пойдет речь о факторах, определяющих транспортные издержки и величину тарифов. Понимание экономических основ отрасли важно для выработки эффективной логистической стратегии и для успеха на переговорах об условиях договора перевозки. В этом разделе мы рассмотрим три вопроса. Во-первых, факторы, влияющие на экономику транспорта. Во-вторых, структуру издержек. И наконец, структуру и механизм определения транспортных тарифов.
Экономические факторы
Рисунок 12.1. Соотношение дальности перевозок и транспортных издержек
В экономике транспорта существенную роль играют семь факторов, которые необходимо учитывать при установлении тарифов, а именно: расстояние (дальность перевозок), объем, плотность грузов, укладистость грузов, грузопереработка (погрузочно-разгрузочные операции), ответственность перевозчика и рыночные условия. Место каждого фактора в этом перечне соответствует его относительной значимости.
Расстояние. Расстояние — это главный фактор, определяющий величину транспортных расходов, поскольку от него зависит величина переменных издержек, то есть сумма затрат на оплату труда, горючее, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. График на рисунке 12.1 в общем виде показывает эту зависимость и иллюстрирует два важных момента. Во-первых, величина издержек никогда не бывает равной нулю (кривая издержек не проходит через начало координат), поскольку при любой дальности перевозок существуют постоянные расходы на прием грузов и их доставку получателям. Во-вторых, с увеличением дальности перевозок кривая издержек растет убывающими темпами. Этот эффект, именуемый принципом убывания, есть результат того, что чем протяженнее маршрут, тем меньше в нем доля участков, приходящихся на городские территории, и тем больше доля пути по магистральным (межгородским) дорогам. Последний обходится дешевле в расчете на милю, потому что скорость движения здесь выше, а следовательно, меньше расход топлива и относительные трудозатраты. К тому же в городских зонах чаще встречаются перевалочные пункты, где происходит погрузка-разгрузка, и, значит, на эти участки пути приходятся дополнительные издержки грузопереработки.

Ключевые слова: , , , , ,