Воздействие на финансовые показатели
В отличие от других элементов логистических издержек, таких как транспортные или складские расходы, обычно включаемые в отчет предприятия о прибылях и убытках, затраты на содержание запасов не столь очевидны.
В таблице показаны балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках типичной производственной или торговой компании. Заметьте, что сами запасы представлены в разделе активов баланса, тогда как затраты на содержание запасов обычно не находят отражения в отдельной статье.
Главным элементом затрат на содержание запасов является вложенный в них капитал. Например, наличие запасов на 105 тыс. дол. означает, что эти самые 105 тыс. дол. не могут быть инвестированы на другие цели. Говоря более определенно, эти 105 тыс. дол. нужно либо взять в долг для финансирования оборотного капитала, из которого оплачиваются запасы, либо с той же целью вычесть их из нераспределенной прибыли. В первом случае фирме придется платить проценты по займу. Во втором она не сможет вложить эти 105 тыс. дол. нераспределенной прибыли в другие инвестиционные проекты.
Хотя затраты на содержание запасов не получают прямого отражения в отчете о прибылях и убытках, из всего сказанного выше должно быть ясно, что они весьма существенно сказываются на финансовом состоянии компаний. В отличие от других издержек логистики, таких как транспортные расходы, затраты на содержание запасов не бросаются в глаза при изучении финансовых отчетов, но они тем не менее вполне реальны и весомы.
Воздействие на принимаемые решения и стратегию. Мы уже говорили, что при определении относительной величины затрат компании на содержание запасов неизбежны произвольные решения. Некоторые фирмы устанавливают этот показатель на уровне 12%, обосновывая свое решение тем, что соответствующие затраты на капитал — это их внутренние издержки. Другие устанавливают этот показатель на уровне 40%, заявляя при этом, что плата за капитал, инвестированный в запасы, должна быть такой же, как и для капитала, вкладываемого в другие проекты. Рассмотрим последствия каждого из этих подходов.
Относительно низкие затраты на содержание запасов уменьшают значение запасов для принятия решений об издержках и делают относительно более важными транспортные расходы. В результате решения и стратегия, относящиеся к общим издержкам логистики, будут направлены на минимизацию транспортных расходов за счет увеличения числа распределительных центров, позволяющих держать товары ближе к рынкам. Появление дополнительных складов повышает потребность в запасах, потому что на каждом складе нужны страховые запасы. Таким образом, низкая доля затрат на содержание запасов оборачивается стратегией, в которой дорогостоящие средства и способы транспортировки уступают место относительно более дешевым средствам хранения запасов. И наоборот, относительно высокая доля затрат на содержание запасов разворачивает логистическую стратегию в противоположном направлении, то есть ведет к централизации запасов на немногочисленных складах и соответственному увеличению дальности грузоперевозок (а следовательно, к повышению транспортных расходов).
И в заключение стоит отметить, что хотя компании весьма произвольно устанавливают долю затрат на содержание запасов, эти решения должны с достаточной точностью отражать тот их компонент, который определяется затратами на капитал, ибо и относительные, и абсолютные показатели расходов на содержание запасов существенно влияют на оптимальную стратегию логистики.