Консолидация ресурсов
Вторая функция запасов — консолидация ресурсов — реализуется путем накопления запасов незавершенной продукции «на границе» между разными стадиями производственного процесса и тем самым обеспечивает максимальную эффективность производства на отдельном предприятии.
Эта функция позволяет выпускать и транспортировать каждый вид продукции экономически выгодными партиями, превышающими текущий рыночный спрос. В процессе распределения заблаговременно накопленные складские запасы дают возможность отправлять клиентам крупные партии товаров по минимальным тарифам. Для маркетинговой деятельности консолидация ресурсов означает возможность продавать произведенную и накопленную продукцию в нужном ассортименте. Таким образом, эта функция запасов «страхует» деловое предприятие от неопределенности. Консолидация ресурсов отличается от географической специализации тем, что способствует росту эффективности производства на отдельном предприятии, тогда как последняя повышает эффективность производств, разбросанных в пространстве. Современные модели конкуренции, основанные на синхронизации действий, о которых мы будем подробно говорить в главе 16, в какой-то мере уменьшили экономические выгоды от консолидации ресурсов путем накопления запасов, но не устранили их окончательно.
Уравновешивание спроса и предложения. Третья функция запасов — уравновешивание спроса и предложения — связана с существованием разрыва во времени между производством и потреблением. Наиболее явным примером является сезонное производство продукции, потребляемой в течение всего года, как в случае с апельсиновым соком. Антифриз представляет обратный пример: этот продукт производят круглый год, но потребляют в течение только одного сезона. Уравновешивающие запасы обеспечивают экономичность производства в условиях изменчивого спроса.
Преодоление разрыва во времени между производством и потреблением — это трудная проблема планирования. В случае сезонности спроса производителям, оптовикам и розничным торговцам приходится создавать запасы товаров перед наступлением пика сезонного спроса. Например, производители садовой мебели должны разворачивать производство уже с наступлением осени, хотя продажи начнутся не раньше весны. В январе и в феврале складские запасы производителей достигают максимума и начинают сокращаться только тогда, когда по маркетинговым каналам поступают первые заказы от оптовой и розничной торговли. Розничная продажа начинается ранней весной и достигает пика в июне—августе. Но уже после 4 июля на смену рынка продавцов в этом сегменте приходит рынок покупателей. Розничная торговля приступает к постепенной ликвидации запасов, и мебель идет со скидками. Таким образом, розничным торговцам нужно начинать плановые операции с запасами за полгода до наступления периода сезонной продажи, а любые попытки создать дополнительные запасы во второй половине лета сопряжены с риском затоваривания.
Рынок садовой мебели — это крайний пример, но почти все товары испытывают сезонные колебания спроса. Накопление запасов позволяет устранить зависимость массового производства и потребления от фактора сезонности. Уравновешивающая функция предполагает вложение средств в создание запасов, которые должны полностью рассосаться в течение сезона2. Главная проблема планирования здесь заключается в том, чтобы определить, какой объем запасов обеспечит максимальный сбыт при минимальном риске перехода остатков на другой сезон.