Ситуация с 1976 года до середины 90-х
Еще в 1955 г. Комитет советников президента США (Presidential Advisory Committee) рекомендовал принять меры к повышению конкуренции на транспорте.
В 1960 г. эти рекомендации были опубликованы в отчете министерства торговли США (Commerce Department) 3.В 1961 г. сенатский комитет по торговле составил рекомендации по национальной транспортной политике, в одном из пунктов которых предусматривалось создание министерства транспорта 4. После его формирования в 1966 г. это министерство стало главной силой, настаивавшей на изменении системы регулирования. В период с 1972 по 1980 г. под давлением министерства каждые два года принимались предложенные им законы, направленные на модификацию регулирования коммерческих перевозок 5.На первых порах политика дерегулирования проводилась на уровне административных решений. В 1977 и 1978 гг. председатель Комитета гражданской авиации Альфред Кан с помощью ведомственных предписаний разрешил авиакомпаниям конкурировать между собой, предоставляя скидки с тарифов, и облегчил процесс создания новых авиакомпаний, то есть фактически осуществил дерегулирование этого сегмента рынка транспортных услуг. В 1977 г. были приняты дополнения к Федеральному Закону об авиации (Federal Aviation Act), закрепившие дерегулирование ценообразования и доступа на рынок в отрасли грузовых авиаперевозок, экспедиторских услуг и ассоциаций грузоотправителей. Новые критерии вступления на рынок грузовых авиаперевозок требовали, чтобы новая компания хотела и была в состоянии оказывать предусмотренные услуги. Были отменены прежние критерии, согласно которым для вступления в отрасль требовалось доказать, что общество нуждается в этих новых услугах. 24 октября 1978 г. был принят Закон о дерегулировании авиалиний (Airline Deregulation Act), разрешивший конкуренцию для всех форм пассажирских авиаперевозок. Этот же закон предписывал властям не позднее 1 января 1985 г. ликвидировать Комитет гражданской авиации6.
Следующим шагом в направлении дерегулирования стало принятие в 1976 г. Закона о возрождении железных дорог и реформе регулирования (4-R). Этот закон во многом изменил характер регулирования железнодорожного транспорта. Одно из важных его положений ввело так называемые зоны ответственности, или зоны ценовой гибкости, при установлении транспортных тарифов. Это дало перевозчикам значительную свободу в политике ценообразования и стало общей чертой всех дальнейших законов о дерегулировании. В рамках зон ценовой гибкости у железнодорожных перевозчиков появилась возможность ежегодно повышать или снижать цены на 7%. Многие критиковали Закон 4-R за «недостаточный радикализм изменений», но все же он узаконил новые стандарты и практику ценообразования в транспортной отрасли.