Розничная торговля
Для розничного торговца управление запасами сводится, в сущности, к купле-продаже. Розничный торговец закупает множество разных товаров и принимает на себя немалый риск продажи. Из-за дороговизны торговых помещений главное для розничных торговцев — это оборачиваемость запасов и прямая прибыльность каждого товара. Оборачиваемость запасов вычисляют делением годового объема продаж на среднюю величину запасов.
Хотя розничные торговцы принимают на себя множественные риски, особые для каждого вида продуктов, но любой из них в отдельности невелик. В типичном супермаркете риск распределен среди более чем 10 тыс. товарных позиций (или единиц хранения). В магазинах самообслуживания, торгующих товарами со скидкой, число единиц хранения часто превышает 25 тыс., а в крупных универмагах доходит до 50 тыс. Имея дело со столь широким ассортиментом товаров, розничные торговцы для уменьшения риска пытаются все большую часть ответственности за запасы переложить на производителей и оптовиков. «Выталкивая» запасы на предыдущие уровни маркетингового канала, розничные торговцы вместе с тем требуют от производителей и оптовиков быстрой доставки смешанных партий товаров. Специализированные магазины благодаря узости ассортимента подвергаются рискам в менее широком диапазоне, чем те, что продают товары массового спроса, но зато их риски глубже и длительнее.
Если предприятие планирует работать на более чем одном уровне канала распределения, оно должно быть готово к принятию дополнительного риска, связанного с запасами. Например, сеть продовольственных магазинов, владеющая региональным складом, принимает на себя, плюс к обычному розничному, еще и оптовый риск. В той мере, в какой деловое предприятие вертикально интегрировано, оно должно управлять запасами на всех уровнях маркетингового канала.
Идеальная ситуация с запасами возникает, когда производитель изготавливает продукцию только под конкретный запрос клиента. В частности, именно такое производство на заказ удовлетворяет потребности в нетиповом оборудовании. Тут не нужны запасы ни сырья, ни ожидающей реализации готовой продукции. Хотя производственно-распределительная система с нулевыми запасами не всегда практична, важно помнить, что в любом случае каждый доллар, вложенный в запасы, нужно соотносить с другими ресурсами логистики, дабы убедиться в их эффективном влиянии на общие издержки.
Запасы — это крупнейшая область «занятости» активов, которая при этом вроде бы приносит минимальную отдачу от вложенного капитала. Специалисты по бухгалтерскому учету давно поняли, что здесь перед ними проблема измерения, потому что обычные корпоративные отчеты о прибылях и убытках никогда не показывают истинной величины издержек и выгод от вложений в запасы1. Неразвитость техники измерения затрудняет точную оценку взаимозависимости между уровнем обслуживания, производительностью и объемом запасов. В среднем запасы большинства компаний превышают их базовые потребности. Чтобы понять смысл этого обобщения, нужно тщательно проанализировать четыре главные функции запасов.
Географическая специализация. Запасы обеспечивают географическую специализацию отдельных хозяйственных единиц. Поскольку производство нуждается в энергии, сырье, воде и рабочей силе, его часто приходится размещать довольно далеко от основных рынков сбыта. Например, для сборки автомобилей нужны шины, аккумуляторы, коробки передач, рессоры. Технологические и прочие мощности, необходимые для производства этих узлов и компонентов, ради сокращения транспортных расходов обычно располагают поблизости от источников материальных ресурсов. Эта стратегия географической изоляции обеспечивает экономичность производства. Однако географическая изоляция требует транспортировки запасов комплектующих к сборочной линии.
Помимо этого географическая изоляция создает потребность в запасах, из которых можно было бы формировать определенный ассортимент продуктов для продажи. Произведенную в разных местах готовую продукцию собирают на складе и подбирают для отправки смешанные партии. Например, компания Procter & Gamble накапливает в распределительных центрах запасы моющих и гигиенических средств, пищевых продуктов, чтобы комплектовать из них индивидуальный по составу груз для поставки каждому клиенту. Это пример того, как запасы позволяют сочетать географическую изоляцию и интегрированное распределение.
Географическая изоляция делает возможной специализацию производственных и сбытовых подразделений компании. В условиях географической специализации в логистическую систему поступают все типы запасов — в виде сырья и материалов, полуфабрикатов или компонентов, готовой продукции, — ибо каждое географически обособленное подразделение нуждается в базовых запасах. К тому же необходимы запасы в пути, связывающие производственные мощности с распределительными центрами. Соответствующие издержки трудно измерить, но считается, что экономичность операций, создаваемая географической специализацией, более чем перекрывает рост издержек на транспортировку и содержание запасов.